Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Точечный массаж

Точечный массаж (по методике А.А.Уманской) 
как  одно из средств  оздоровления детей 
в  условиях  ДОУ

Подготовила
инструктор по ФК  МБДОУ д\с № 50 
ЗАТО г.Североморска  
Лаврентьева М.И.

В настоящее время проблема  физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей  в  дошкольных образовательных  учреждениях  продолжает оставаться  актуальной.  Объясняется это, прежде всего тем, что уровень здоровья детского населения в последнее десятилетие по данным 
многочисленных исследований не без оснований вызывает тревогу. Известно, что в настоящее время в детских садах воспитываются дети, из которых от 60% до 80% имеют те или иные отклонения в состоянии  здоровья,  дети, часто и длительно болеющие, со сниженным иммунитетом. 
С другой  стороны,  суммарная нагрузка на ребенка в течение дня  во 
многих садах увеличивается, в частности, за счет внедрения в систему обучения занятий дополнительного образования.
Все эти трудности и педагогов, и медиков, побуждают изыскивать новые 
методики обучения и использовать современные оздоровительные технологии, 
направленные на  укрепление  здоровья детей. 
Цель  здоровьесберегающих технологий:

  • Обеспечить  детям дошкольного возраста  возможность сохранения здоровья;
  • Сформировать у детей необходимые  знания, умения, навыки  по  приобщению их к здоровому образу жизни;
  • Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие  педагогические технологии применяются в  различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • «Не навреди!»;
  • сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • доступности и  индивидуальности;
  • всестороннего и гармоничного развития личности;
  • постепенного наращивания оздоровительного воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о технологиях  обучения здоровому образу жизни.  К ним относятся:

  • Занятия  из серии  «Здоровье»;
  • Игротренинги и игротерапия  (проблемно – игровые);
  • Биологически обратная связь (БОС);
  • Физкультурные занятия;
  • Самомассаж;
  • Коммуникативные игры;
  • Точечный массаж;

Точечный массаж,  разработанный  профессором А.А. Уманской, является простым, эффективным и не имеющим противопоказаний методом повышения сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в частности, бактерий и вирусов. В его основе лежит  механическое воздействие пальцем  на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь  с различными органами и  функциональными системами  организма.
Исследования, проведённые А.А.Уманской показали, что при использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона,  иммуноглобулины А, и, как следствие, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

  • 1- я точка -   бугорок на грудине (чуть выше середины грудины).

Точка связана со слизистой  трахеи,  бронхов, а также с костным мозгом.  При массаже этой точки  уменьшается кашель, проходят болевые ощущения за грудиной, нормализуется  кровоснабжение  органов.

  •  2 – я точка – над яремной выемкой на грудине.

Точка связана со слизистой оболочкой  нижних отделов глотки, гортани, вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту зону повышается сопротивляемость организма к  различным заболеваниям верхних дыхательных путей.

  • 3 – я точка  – на шее сбоку  в развилке сонных  артерий (симметричная).

Точка связана со слизистой оболочкой  глотки, гортани и щитовидной железой.  Массаж этих зон регулирует  химический и гормональный состав крови, повышает  защитные свойства слизистой глотки и гортани, уменьшает охриплость голоса.

  • 4 – я точка – симметричная на задней поверхности шеи.

Точка  связана с задней стенкой глотки. При массаже активизируется  кровоснабжение головы, шеи, туловища, нормализуется  работа вестибулярного аппарата, проходит головная боль и головокружение.

  • 5 – я точка -  расположена в области остистого отростка  7 – го шейного и 1 – го грудного  позвонков.

Точка  связана со слизистой глотки, трахей, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует  нормализации деятельности сосудов  сердца, бронхов, лёгких.

  • 6 – я точка – расположена  у крыльев носа (симметричная).

Точка связана со слизистыми оболочками  гайморовых пазух и полости  носа, а  также со стволовыми структурами  мозга  и гипофиза. Эти зоны можно назвать «зонами жизни». При воздействии на них дыхание становится свободным, улучшается настроение, нормализуются рост и вес. 

  • 7 – я точка – симметричная у начала бровей.

Точка связана со слизистыми оболочками лобных пазух  и полости носа, а также  лобными отделами мозга. При массаже этих  точек проходит головная боль,  улучшаются память и внимание.

  • 8 – я точка -  симметричная у  козелка ушной раковины.

Точка связана со  слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. Одновременно можно  провести массаж под мочкой уха, всей ушной раковины, растирая её снизу – вверх. При воздействии на эти зоны улучшается слух, ускоряется развитие речи, уменьшаются неприятные ощущения головокружения и тошноты в транспорте. Имеет тонизирующее воздействие  на весь организм.

  • 9 – я точка – симметричная на кистях рук  между большим и указательным пальцами.

Руки человека связаны через  верхний  шейный и звездчатый  нервными узлами со всеми  органами. Большой и указательный  пальцы занимают самую большую  поверхность в коре головного мозга. Массаж этой зоны нормализует  многие  функции  организма,  и  усиливают работу всех выше перечисленных зон.

Рекомендации по использованию  точечного массажа в режиме ДОУ:

  • Можно начинать с 1,5 лет в игровой форме, используя в основном  растирающие и поглаживающие приёмы.
  • Используется как элемент утренней гимнастики, физкультминутки, бодрящей гимнастики, массаж перед занятием.
  • Массаж имеет тонизирующее воздействие, поэтому нежелательно использовать его перед дневным сном.
  • Перед использованием массажа БАТ необходимо сделать лёгкий массаж рук  – «погреть ручки».
  • Проводится  2-3 раза в день кончиком указательного, среднего  или большого пальцев, надавливая на кожу и делая вращательные движения по часовой стрелке (6-9 раз) и против неё. Движения быстрые и энергичные, продолжительность воздействия на точку – не менее 3 – 5 секунд.
  • При повреждениях кожи в местах БАТ массаж не используется!
  • После использования массажа следует ополоснуть руки и лицо тёплой, а затем прохладной водой.  

Хорошее здоровье ребенка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать все то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов  оздоравливающей  педагогики станут приоритетными в дошкольных образовательных учреждениях.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации