Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида
детский сад №50 г. Североморска

Организованная образовательная деятельность

План-конспект занятия по окружающему миру  по теме:

Занятие для детей средней группы «Подсолнух» ПУТЕШЕСТВИЕ С ИСТОРИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ЧАЯ!"

Комплексное  занятие в  средней группе

Тема: «История возникновения  чая!»

Воспитатель МБДОУ д/с №50 Луцак Н А.

Программное содержание:

Рассказать детям об истории возникновения чая

  • Познакомить детей с историей возникновения чаепития, происхождения чая;
  • Познакомить детей с различными видами чая: черный, зеленый, красный;
  • Опытническим путем выяснить свойства чая: цвет, вкус, а также взаимодействие чая с различными продуктами (лимоном);
  • Дать детям представление как правильно заварить чай, а так же самостоятельно составить чайный сбор с добавлением лекарственных трав и определить его воздействие на организм;
  • Вызывать интерес к культуре русского чаепития, а также традициям разных народов.

Материал дидактический: чай черный, зеленый, красный; чайник заварочный; лекарственные травы (мята, ромашка, пустырник, липа, зверобой, шиповник), китайский сервиз.

Предварительная работа:
Рассматривание альбомов, иллюстраций о чае.

Словарная работа:
Заварочный чайник, самовар, лекарственные травы, дружелюбие,порошковый, кустовой, травяной-чай. Он прозрачен (сравнить с молоком)

Ход занятия

Ребята, когда к нам приходят гости, что мы делаем чтобы выразить свое доброе отношение к человеку, дружелюбие, внимание? Конечно, предложим чаю –  ведь культура чаепития уходит в давние времена.

С давних времен люди считали, что нет ничего целебнее и вкуснее природных даров лугов, полей, лесов. Главное – уметь собрать эти дары и правильно использовать их сочетания.

На Руси издавна существовали свои традиционные напитки. Какие вы знаете? (морс, квас, настой из трав) Но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой.

Рассказывает ребенок : Малев Матвей

«Если вы замерзли – чай СОГРЕЕТ вас,
Если вам жарко – чай ОСВЕЖИТ вас,
Если вы расстроены –он вас ПОДБОДРИТ,
Если вы возбуждены – он вас УСПОКОИТ»

Что необходимо, чтобы приготовить (заварить) чай? Из чего сделан чай?

Это чайное дерево, в форме куста, от 1 до 3 метров в высоту, для изготовления чая используют листья.

Откуда пришел к нам чай?

Родина чая – Китай. Еще чай произрастает в Индии, на острове Шри-Ланка, Турции, Индонезии, Вьетнаме и Краснодарском крае.

В Китае существует легенда. Китайский император ШЕН НАГ был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал пока закипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус, понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь раньше намеченного срока.

Воспитатель детям предлагается сказать, как звучит слово чай на разных языках мира.

По-португальски –чаа
По-японски – тья
По-английски – ти
По-немецки – тээ
По-французски –тэ
По-арабски- ша
По-турецки –чай
По-русски – чай
На северном наречии – ца

Какой бывает по цвету чай? черный, зеленый, красный, белый, желтый. (показ)

Ребята, а вы знаете как правильно приготовить чай?

Давайте попробуем правильно заварить чай. Что для этого необходимо?

(показ способов заваривания чая, можно упомянуть, что в современном мире используют пакетики с заваркой, которые были изобретены в Америке и сделаны были из тонкой ткани)

Показ воспитателем как заварить чай.

Чай заварен, а как предпочитают употреблять чай в разных странах мира?

(рассказы детей)

Ребята, что вы можете сказать о свойствах чая?

( На столах у детей разный вид чая в таблетках, порошковый, кустовой, травяной)
Дети нюхают и рассматривают его. («Угадай, чем пахнет чай?» лимон, малина, жасмин и т.д.)

Он прозрачен (сравнить с молоком)

Приобретает запах тех добавок, которые в него входят. Приобретает вкус, добавляемых продуктов

(«Угадай, что добавлено в чай?» молоко, лимон, мёд и т.д.)

Взаимодействие с некоторыми продуктами – лимоном (осветляется)

В Древнем Китае чай называли «огнем жизни» и использовали как лекарство.

Назовите какие вы знаете способы лечения чаем?

Теплый чай с лимоном, черным перцем и медом – средство при ангине;

Чай использовали при ожогах;

Чай от бессонницы;

Промывают чаем нос;

Чай облегчает зубную боль

Настоем чая можно лечить волосы

Если в чай добавить лекарственные травы, то и чай приобретает те же лечебные  свойства.

Что за травы находятся у вас на столах? Какими свойствами они обладают?

Как называется чай, в который добавлены травы? (фиточай)

Физминутка:

Выход мухи с танцевальными элементами -Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо,
(выход ребенка : Вера Андреева)
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла,
(подготовлена большая золотистая монета – картон в блестящей липкой ленте)
Пошла Муха на базар и купила самовар.
М. – Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (зовёт остальных детей, дети выходят, встают в круг)
- Тараканы прибегали, все стаканы выпивали,
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
А букашки по три чашки с молоком и крендельком,
Нынче Муха-Цокотуха – именинница.
Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки
(выставляют ногу вперёд, показывают сапожки)
А сапожки не простые, в них застежки золотые
Приходила к мухе бабушка пчела,
идут по кругу, друг за другом, машут крыльями)
Мухе Цокотухе меду принесла

В Россию чай был завезен в 17 веке. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Беднякам он был недоступен так как стоил очень дорого. Только намного позже чай становится доступен всем и в каждой семье любили вечерком почаевничать. А из чего в старину пили чай?

Отгадайте (загадку загадывает Максим Стародумов)
«Четыре ноги да ухо, один нос, да брюхо
Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает, всех угощает»
Это самовар.

Давайте вспомним пословицу о чае:

ЧАЙ ПЬЕШЬ ДО 100 ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ

На Руси чай подавали за столом, уставленным сладостями: это были мед, варенье, сухари, крендели, пироги, лимон баранки.

«Что есть в печи, всё на стол мечи!»Младший воспитатель приглашает детей за стол
Звучит музыка.

Приглашаем всех за стол!( дети угощают гостей чаем) Хоть и не богат, а гостям рад! Гость в дом, радость в нем! Приятного чаепития!

Карта сайта

Написать
ПИСЬМО

Оставить
ОТЗЫВ

Наши
НАГРАДЫ

Фотогалерея

Мультстудия

Информационно-образовательные ресурсы
Официальный сайт Минобрнауки РоссииОфициальный сайт Министерства образования и науки Мурманской областиУправление образования администрации ЗАТО г. СевероморскФедеральный портал «Российское образование»Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсовЭлектронные услуги в сфере образованияПубликация персональных данных в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», с согласия субъекта персональных данных.