Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида
детский сад №50 г. Североморска

Взаимодействие ДОУ и семьи по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» в рамках работы родительского клуба

10.04.2012г., г.Мурманск,   МОИМПКРО          

Семинар
«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения Федеральных государственных требований»

 Взаимодействие  ДОУ и семьи по  образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура»  в рамках работы родительского клуба

   Автор доклада: инструктора по физической культуре,
 Лаврентьева М. И.  

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва и др.).  Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной  родительской позиции. 
Наш детский сад  – новостройка. Большая часть сотрудников сада – молодые, малоопытные педагоги, но хорошо понимающие, что залог успеха  воспитательно  – образовательного процесса – построение партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации педагогом  достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д.  В такой позитивной роли педагог принимается как равноправный партнер в воспитании. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
При разработке содержания работы родительского клуба  мы опирались на следующие принципы:

  • добровольность
  • компетентность
  • современность
  • единство системности  и последовательности
  • преемственность и индивидуальный  подход к каждому ребенку и каждой семье.

В начале учебного года нами было проведено анкетирование, которое  помогло нам определиться с главной целью работы с родителями  по созданию единого образовательно  – оздоровительного пространства «детский сад – семья» – всестороннее психолого-педагогическое, санитарно-гигиеническое и культурологическое просвещение родителей детей, посещающих ДОУ. При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемые и эффективные формы работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.
Но анкетирование  мне, как инструктору по физкультуре, помогло выявить и такую проблему, как незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. При дальнейшем  изучении данной проблемы стало ясно, что это происходит  из-за:

  • неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
  • недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
  • нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
  • невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Поэтому была поставлена следующая цель:  
повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни через такую форму взаимодействия ДОУ и семьи  в вопросах физического воспитания дошкольников как родительский клуб.
Исходя из цели, были определены и задачи моей работы как инструктора по физической культуре:

  • Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
  • Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
  • Заинтересовать родителей идеей вести  здоровый образ жизни в семье.

Было разработано Положение о работе родительского клуба «Аистёнок», в котором  указаны цели и задачи, нормативно-правовые и методические документы, формы психолого-педагогической  работы  родительского клуба «Аистёнок», разработан перспективный план работы клуба. Функционирование Клуба осуществляют специалисты МБДОУ: заместители заведующего, педагог-психолог, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели учреждения. Специалисты Клуба ведут планирование и учет его деятельности с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников МБДОУ д/с № 50, а также в соответствии с современными методическими требованиями.

Формы психолого-педагогической  работы  родительского клуба  «Аистёнок»
Вариативные:

  • подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами;
  • инд.  работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
  • совместные детско-родительские встречи в различных  формах: занятия, игровые упражнения, досуговые  и спортивные мероприятия.

  Инвариантные:

  • групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, викторины, тренинги, консультации.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов  ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.        
Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем, а   родительский клуб – одна из наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая  решить  эту  сложную  задачу.

Приложение 1

Перспективный план работы
родительского клуба «Аистёнок»

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Январь

 - Знакомство с Положением о работе родительского клуба «Аистёнок»
- Консультация инструктора по физической культуре «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»
- Дискуссия о Счастье.

Зам. зав. 
Мудрик О.В.
Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.

Февраль

Консультация «Синдром дефицита внимания. Гипперактивность».
Консультация «Как выбрать  вид спорта, соответствующий темпераменту ребёнка».

Зам. зав. Мудрик О.В.
Педагог-психолог Лехкун Н.А.
Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.

Март

Семинар с элементами тренинга «Как стать хорошими родителями?»

Зам. зав.   Мудрик О.В., 
воспитатель Луцак Н.А.

Апрель

Семинар «Детские провокации, или как устанавливать запреты».
Викторина  «О здоровье и спорте   всерьез и не очень…»

            Зам. зав. Мудрик О.В.
Восп. Лебедева Е.Б.
Инструктор по физической       
культуре Лаврентьева М.И.

Май

Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики».
Консультация   «Подвижные игры для детей  в летний  период»

Зам. зав. по УВР Мудрик О.В.
Учитель-дефектолог 
Муратова Ю.А.
Инструктор по физической культуре Лаврентьева М.И.

Приложение 2

Анкета 
Уважаемые родители,  просим вас ответить на наши вопросы:

  • Вспомните пожалуйста, в какие подвижные  и спортивные игры вы играли в детстве, помните ли вы их правила? _______________________________________________________________
  • В    какие    подвижные   и спортивные  игры   любит   играть    ваш    ребенок?   Часто   ли    он    нарушает   правила? _______________________________________________________________
  • Смотрите ли вы с ним передачи о спорте?Какие?
    _______________________________________________________________
  • Как часто вы посещаете с ребенком спортивную площадку, спортивный зал?   ____________________________________________________________________
  • Помогаете ли вы своему ребенку осознавать даже самые небольшие спортивные достижения? Каким образом?
    _______________________________________________________________
  • Как часто вы проветриваете комнату своего ребенка?
    _______________________________________________________________
  •  Есть ли  в вашей  семье домашний «стадион» или спортивный уголок?
      _______________________________________________________________
  • Ходите ли вы в походы со своим ребенком, семьей? Как часто?
    ________________________________________________________________
  • Ваше мнение: закаливание — необходимость  для укрепления организма или оно не обязательно? 
    ________________________________________________________________
  •  Обращаете   ли   внимание   на   осанку   вашего   ребенка?   Умеете   ли   определить   ее   правильное положение?
    ________________________________________________________________
  • По каким параметрам   вы подбирали спортивную форму для вашего ребенка: удобная, практичная, красивая? 
    ________________________________________________________________
  • Поощряете ли вы ребенка за его успехи и как?
    ________________________________________________________________

Приложение 3
Консультация для родителей

 Уважаемые родители!
«Каким  же должно быть питание для маленького спортсмена?» -

один из самых часто задаваемых вопросов. Давай – те попробуем ответить на него вместе. Бесспорной истиной является тот факт, что питание детей и подростков должно быть полноценным и сбалансированным, т.е. содержать  необходимое количество витаминов, минералов и белков. Особенно это касается тех детей, которые регулярно занимаются спортом.

Чтобы добиться хороших результатов в спорте, и в то же время  не навредить здоровью юных спортсменов,   необходимо следить за режимом и составом питания ребенка. Кроме этого, следует научить детей соблюдать необходимый баланс жидкости в организме:  выпивать 1,5–2 стакана воды за час или  полтора до тренировки,  и после тренировки необходимо выпить 2 стакана воды на каждые  0,5 кг потерянного веса.

Для юных спортсменов существуют специальные пищевые добавки и витамины, созданные с учетом возрастных физиологических особенностей детей, поскольку тренировки требуют затраты сил и энергии.  Прежде чем их применять,  необходимо проконсультироваться с врачом – педиатром.

Зачастую тренировки проходят далеко от дома, и ребенку приходится  перекусывать где – то в дороге. Позаботьтесь о том, чтобы вашему чаду не пришлось  покупать пирожок  с  сомнительной начинкой, приготовьте ему нежирный бутерброд, йогурт или бутылочку кефира, какой – нибудь  фрукт или коробочку с соком.

 

И тогда ваш ребёнок будет радовать вас своими победами!

Инструктор по физической культуре  МБДОУ д\с № 50
                                      Лаврентьева М.И.

Уважаемые родители!
Какой вид спорта подходит моему ребёнку? 

спрашиваете вы. 

И важно ли учитывать природные наклонности, так называемый темперамент, при выборе спортивной секции для ребёнка?

Для растущего организма спортивные занятия (в разумных пределах!) полезны, особенно если вид спорта подобран с учетом физических и психических особенностей юного спортсмена, в частности, типа его темперамента. С точки зрения науки, темперамент — это врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на  те или иные события.

В детском  возрасте темперамент только складывается, и у ребёнка не всегда ясно можно заметить черты, которые ярко выражены у взрослого. Определить тип темперамента малыша можно по особенностям его поведения, мимики, по скорости реакции и общему уровню активности. Не принято говорить о каких либо слабых или сильных сторонах темперамента. Нет "хороших" или "плохих" типов темперамента, но у каждого есть свои особенности. И наша с вами задача — не пытаться переделать темперамент, а развивать положительные качества характера ребёнка, смягчая недостатки, которые начали проявляться в его поведении.

ИтакВаш малыш – активный сангвиник:

Движения и мимика малыша — живые, разнообразные, он эмоционален и впечатлителен. Быстро принимает условия игры, включается в ситуацию и так же быстро "выключается". По его лицу легко определить настроение, отношение к миру. Обладает высокой работоспособностью, может быстро сосредоточиться, играючи овладевает новыми навыками. Темп речи обычно высокий. Ребенок общительный, у него много друзей, он может придумать игру для всех, легко привыкает к новым условиям и требованиям, поэтому, как правило, с удовольствием посещает детский сад.

Совет родителям.   Эмоциональные переживания малыша-сангвиника зачастую поверхностны, и он иногда бывает  малочувствителен к эмоциям других. Высокая подвижность мешает ему сосредоточиться на конкретном деле, он часто торопится, бывает несобранным. С этим недостатком помогут справиться планирование и постановка конкретных целей, разделение большой задачи на несколько малых, при решении которых требуются усидчивость и сосредоточенность. Если нет новых занятий, ребенку быстро становится скучно.
Похвала и активное включение в игру — ключ к успеху маленького сангвиника!

Интерес к спорту. Вид спорта дети-сангвиники могут освоить любой. Но выбор ребенка обычно остается за такими спортивными занятиями, в которых он может ярко проявить свою индивидуальность, личностные качества. Хороши для сангвиника бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и другие виды борьбы, шахматы, командные игры: футбол, хоккей.

Энергичный холерик:

Как и сангвиник, этот активный ребенок, действует энергично. Движения его резкие и стремительные. Эмоции и переживания — сильные, ярко выраженные, импульсивные. Часто бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Настроение меняется часто! Любит общение, но возможны конфликты со сверстниками. Устойчивость интересов и стремлений — высокая, он с упорством добивается поставленной цели, иногда даже бывает сложно переключить его внимание с одного вида деятельности на другой.

Совет родителям. Учитывайте эмоциональную неуравновешенность и вспыльчивость малыша. Он способен потерять контроль над собой, если его обидеть. В общении с ним недопустимы резкость, несдержанность: они, скорее всего, вызовут негативную ответную реакцию. Каждый его поступок лучше оценивать сразу, и помните, что для ребенка очень важна справедливость оценки. Развивайте его творческие способности, хвалите за самостоятельный поиск решений.

Интерес к спорту.  Холерик часто бывает азартным болельщиком, любит соревнования, ему нравятся подвижные и командные виды спорта. Участвуя в соревнованиях, он будет одним из самых активных, захочет стать капитаном команды или лидером, но, в то же время, часто может не считаться с другими игроками (возможны проявления злости и зависти). Ему важно быть лучшим из лучших! У холериков есть склонность и к достаточно агрессивным видам спорта, дающим естественный выплеск накопившейся энергии: боксу, борьбе и пр. Такие спортивные занятия особенно полезны для них, так как дают психологическую разрядку негативным эмоциям, причем в социально приемлемых формах. Так же хорошо снимают эмоциональное напряжение занятия плаванием.

Упорный флегматик:

Общий уровень активности малыша понижен, он трудно переключается с одной деятельности на другую, медлителен во всем: в движениях, мимике, речи. У него ровные, глубокие и устойчивые чувства и настроения. Флегматики — упорные труженики.

 Совет  родителям.  Учите ребенка свободно выражать эмоции, покажите, как это делать, разговаривайте с ним о чувствах. Будьте внимательны,выслушивайте его. Обязательно подчеркивайте, что есть разные способы решения одной и той же задачи. Важно не торопить его во время выполнения задания, нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.

Интерес к спорту.  Ребенку-флегматику близки интеллектуальные виды спорта, где надо тщательно продумать каждый ход, рассчитать точность удара, построить многоходовой алгоритм. Флегматик способен проявлять упрямство и надорваться, не сумев вовремя остановиться. Это может привести к тому, что он оставит спорт. Флегматику можно рекомендовать бег на длинные дистанции, биатлон, лыжи, конькобежный спорт, поднятие штанги, шахматы, шашки, бильярд.

Мыслитель – меланхолик:

Малыш  малоактивен:  мимика и движения невыразительны, голос тихий. Чувства его — устойчивые и глубокие, но выражены слабее, чем у других детей. Чрезмерно обидчив: незначительный повод может вызвать слезы. Не уверен в себе, робок, избегает трудностей. Любит быть один. Неэнергичен, быстро устает. Легко отвлекается, реакция замедленная, темп психических процессов — медленный.

Совет  родителям.  Следует учитывать  природную ранимость крохи. При постоянном давлении из него может вырасти человек с заниженной самооценкой, вечный неудачник, замкнутый, отчужденный. По отношению к малышу-меланхолику недопустима резкость. Общаясь с ним, взрослым не стоит повышать голос или иронизировать — он может замкнуться в себе. Ему необходимы постоянное поощрение и поддержка всех начинаний, похвала, особенно когда он проявляет решительность и волю.

Интерес к спорту. Меланхолики с интересом наблюдают за ходом крупных соревнований, но сами активным спортом занимаются редко. Из них получаются отличные яхтсмены — им хорошо наедине с морем. У меланхоликов есть трезвый расчет и точность — они способны заниматься такими видами спорта, как спортивная стрельба, прыжки в высоту, метание диска или копья. Возможны успехи в спортивных танцах и фигурном катании. Танец для них — возможность научиться  свободно  выражать чувства. Они хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Меланхолики могут начать занятия, но быстро потерять к ним интерес — в основном из-за низкой активности и повышенной утомляемости.

Абсолютно противопоказаны для детей этого типа темперамента виды спорта, где  важна высокая скорость реакции: теннис, футбол, фехтование и пр.

Спорт, как хороший воспитатель,  должен развивать заложенные природой данные, а не ломать.  

Не нужно ставить цель -  воспитать олимпийского чемпиона, просто порадуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям, похвалите его и тогда занятия доставят и вам и малышу огромное удовольствие.

Лучше всего начинать занятия ещё дома, и тогда у ребенка уже будут определенные представления о безопасности, да и общее физическое состояние позволит без труда заниматься каким-либо видом спорта, не вызывая у ребенка неприятных ощущений от непосильной нагрузки.

Консультацию подготовила инструктор по ФК  МБДОУ д\с № 50
г. Североморск Лаврентьева М.И.

Приложение 5

Формы работы инструктора по ФК МБДОУ д\с № 50 Лаврентьевой М.И. с семьей:
Цель – пополнить специальными педагогическими знаниями родителей по приобщению детей старшего дощкольного возраста  к физической  культуре,  спорту и здоровому образу жизни.

Информационный блок

 

Консультационный блок

 

Блок включения родителей   в
педагогический процесс

  • Информационный стенд для родителей  МБДОУ «Олимпиада»:
  • Тематические консультации по вопросам приобщения детей к  физкультуре, спорту и здоровому образу жизни.
  • Рекомендации по определению ребёнка в спортивные секции с учётом интереса, возрастных особенностей и состояния здоровья.
  • Папки – передвижки для родительского уголка в группах.
  • День открытых дверей

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Выступление на  родительских собраниях: 
  • Ознакомление родителей с формами  физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
  • Ознакомление родителей  с программой по приобщению детей дошкольного возраста к спорту через олимпийское образование «Путешествие  в  Олимпию».
  • Консультации в клубе «Аистёнок»   по спортивно- оздоровительной тематике.
  • Индивидуальные консультации.
  • Анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Практикумы:
  • обучение элементам спортивных игр.
  • обучение различным оздоровительным методикам укрепления здоровья.
  • обучение  родителей приёмам и упражнениям в работе с детьми в домашних условиях (домашний стадион).
  • Совместная физкультурно – оздоровительная и спортивная деятельность родителей с детьми на физкультурных  занятиях и занятиях кружка, досугах и праздниках, викторинах на спортивную тематику, помощь в проведении экскурсий и изготовлении  спортивной атрибутики.

Карта сайта

Написать
ПИСЬМО

Оставить
ОТЗЫВ

Наши
НАГРАДЫ

Фотогалерея

Мультстудия

Информационно-образовательные ресурсы
Официальный сайт Минобрнауки РоссииОфициальный сайт Министерства образования и науки Мурманской областиУправление образования администрации ЗАТО г. СевероморскФедеральный портал «Российское образование»Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсовЭлектронные услуги в сфере образованияПубликация персональных данных в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», с согласия субъекта персональных данных.