Кружок «Остров тренажёров»
Организация занятий с детьми в тренажёрном зале ДОУ
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с коррекционной направленностью.
Актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.
Поэтому целесообразно в наше время использовать на физкультурных занятиях в ДОУ различные виды тренажеров. Они способствуют развитию физических качеств, укреплению разных групп мышц и всего организма в целом.
Что же такое тренажеры?
Тренажеры - это учебно-тренировочные устройства или приспособления, используемые для развития двигательных навыков, выработки и совершенствования техники управления механизмом, восстановления опорно-двигательного аппарата человека.
Цель использования тренажеров:
- существенно повышают резервы организма;
- надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии.
По своему назначению тренажеры подразделяются:
- физкультурно-оздоровительные,
- спортивные,
- лечебные.
Физкультурно-оздоровительные тренажеры отвечаютосновным педагогическим требованиям:
- доступностью детям всех уровней физической подготовленности;
- позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;
- учитывают особенности психофизического развития и образного восприятия дошкольников;
- соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Использование тренажеров для детей в оздоровительных целях существенно повышает резервы организма, это надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, которые широко наблюдаются в последнее время.
Особая ценность состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это особенно благоприятно влияет на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе работы на тренажерах развиваются такие физические качества как сила, быстрота движений, ловкость, гибкость и общая выносливость.
Кроме того, занятия на тренажерах активизируют познавательную деятельность детей, формируют их нравственно – волевые качества (выдержку, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, а также упражняют в способах общения со сверстниками.
Проведение занятий с использованием тренажеров способствует достижению таких позитивных проявлений как:
- Снятие статического напряжения позвоночника;
- Улучшение кровообращения головного мозга;
- Совершенствование функции правильного дыхания;
- Тренировке мышц;
Занятия с использованием тренажеров рекомендуют проводить с детьми 5-7 лет, два раза в неделю (один раз физкультурное занятие, второй- гимнастика после дневного сна).
Ознакомление с тренажерами проводится отдельно с каждым ребенком или с небольшой группой детей (не более 5-6 человек)
Существуют тренажеры, как простейшего, так и сложного устройства.
Тренажеры простейшего типа:
- детские экспандеры (для развития мышц плечевого пояса);
- диски «Здоровья» (для укрепления и тренировки вестибулярного аппарата);
- гантели (для укрепления рук плечевого пояса);
- массажеры «Колибри» (для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног);
- мячи – массажеры (для массажа различных частей тела);
- резиновые кольца-экспандеры (для развития мышц кистей рук);
- массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
- гимнастические мячи (для развития координационных способностей).
Простейшие тренажеры удобны в пользовании: они не занимают много места, и их можно переносить из одного помещения в другое.
Современные тренажеры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым побуждают детей к двигательной активности. Это такие тренажеры как:
- тяга – верхняя,
- тяга – нижняя,
- скамья наклонная,
- брусья опорные,
- жим ногами,
- велотренажер,
- гребной (рычажной и тросовый),
- беговая дорожка,
- «бегущая по волнам»,
- шагомер,
- силовой,
- мини-твист,
- мини-степпер,
- пресс – бар
Занятия на тренажерах направлены на коррекцию и профилактику осанки и плоскостопия, развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса.
Коррекция достигается подбором упражнений, при которых распределение мышечного тонуса способствует выравниванию имеющейся деформации, а также воздействием мышечной тяги на опорно-двигательный аппарат.
Коррекционные задачи использования тренажеров различного типа:
- Исправление недостатков физического и биологического развития;
- Совершенствование функциональных возможностей организма;
- Выравнивание дефектов физического развития;
Для обеспечения индивидуального подхода при обучении и закреплении основных движений в старших группах рекомендуется использовать карточки, поясняющие правильное выполнение упражнений и их дозировку.
Для реализации индивидуально – дифференцированного подхода детей делят на две подгруппы, учитывая три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и уровень двигательной активности.
Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу включают детей второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью. Предлагаю вашему вниманию следующие
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием тренажеров
Методика использования тренажеров разного вида предполагает:
- Допуск к занятиям только после определения врачом состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности.
- Определение оптимального объема физической нагрузки и ее распределение с учетом не только состояния здоровья детей дошкольного возраста, но и уровня их физической подготовленности.
- Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом не только вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.
- Активизация мыслительной и двигательной деятельности детей путем использования различных игровых методов и приемов.
- Создание таких условий, которые способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно-волевых качеств личности.
Всем известна народная мудрость, которая гласит, что здоровье – всему голова, ведь физически неразвитый человек не может ощущать себя абсолютно здоровым.
Детям, имеющим нарушения в физическом развитии, сложно выполнять не только различные двигательные упражнения, но и просто играть в подвижные игры со своими сверстниками, так как у них часто наблюдается недостаточное и негармоничное развитие мышечной системы, которое значительно задерживает формирование навыка правильно держать свое тело.
Занятия физической культурой с использованием тренажеров способствуют закреплению данного навыка, тем самым позволяя ребенку активно участвовать в различных видах детской деятельности, чувствовать себя полноценным членом коллектива.
Использование тренажеров в оздоровительных целях существенно повышает резервы организма, это надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии.
Особая ценность состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это особенно благоприятно влияет на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе работы на тренажерах развиваются такие физические качества как сила, быстрота движений, ловкость, гибкость и общая выносливость.
Кроме того, занятия на тренажерах активизируют познавательную деятельность детей, формируют их нравственно – волевые качества (выдержку, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, а также упражняют в способах общения со сверстниками.