Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Методические разработки для работы с ребенком (4,5 года) с ОВЗ в домашних условия

11 декабря  2013г., г.Апатиты,  МБДОУ № 21

Межмуниципальная заочная конференция
«Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»

 

Методические разработки для работы с ребенком (4,5 года) 
с ОВЗ в домашних условия

Автор статьи: педагог-психолог, Н.А.Легкун,
Педагог-дефектолог, Ю.А.Муратова

1 часть Педагогические условия проведения занятий с ребёнком 
Занятия со специалистами проводятся в соответствии с учебным планом и перспективным планированием на год.  
Образовательная нагрузка в течение недели составляет 2 часа. 
Ведется тетрадь учета и планирование непосредственно организованной образовательной деятельности, а также дневник динамических наблюдений.
Диагностика проводилась по следующим методикам:
- «Экспресс-диагностика в детском саду» Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.
- «Диагностический инструментарий для детей раннего дошкольного возраста» Печоры К.Л., Пантюхиной Г.В.
– диагностика развития детей раннего дошкольного возраста Екжановой Е.А.,   Стребелевой Е.А. 
– методика обследования речи дошкольников:   Филичева Т.Б., Соломаха Л.С.,  Серебрякова Н.В., Коненкова И.Д.       . 
Используемые программы и методики:
- «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» Хомяковой Е.Е.
- «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.
- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» Пилюгиной Э.Г.
- «Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1 – 3 лет с проблемой в развитии» Кротовой Т.Б., Мининой О.А., Можейко А.В.
- «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» Лалаева Р.И.
- «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для дошкольников» Четверушкина Н.С.
- «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами» Лопатина Л.В.
В связи с:
-  парциальной задержкой психического развития,
- замедленным протеканием всех высших психических функций,
- психофизическими особенностями и медицинскими диагнозами
игровой и дидактический материал должен подбираться приближенный к уровню развития ребёнка 2 – 3 лет. 
Для осуществления сенсорного развития ребёнку необходимо подбирать предметы:
- не менее 5 сантиметров,
- основных четырёх цветов – красный, жёлтый, синий, зелёный,
- многоцветные пирамидки с расстоянием между штырями не менее 10 сантиметров,
- различной формы, размера, свойств материала,
- с различной функциональной нагрузкой,
- на различные виды движений.
Материал для занятий 
- ведёрки большие и маленькие с крышками (сплошными и с прорезями) для складывания  мелких игрушек и предметов,
- элементы деревянных настольных конструкторов: кубики, бруски, цилиндры, конусы,
- пирамидки одноцветные, многоцветные, набор одноцветных пирамидок,
- различные (от 5 см) мелкие предметы: грибочки, мячики (массажные и обычные игровые), 
кольца и др.,
- фигурки домашних и диких животных,
- машинки различного назначения 
- предметы домашнего обихода, посуда (игрушечные и настоящие),
- куклы, одежда и постельные принадлежности (игрушечные и настоящие),
- матрёшки и их аналоги (набор ведёрок, складывающихся одно в другое, «Радуга» и др.),
- цветной картон, клей карандаш (не ножницы),
- гуашь (пальчиковые краски), кисть (не менее №3), листы для акварели.
- пластилин, тесто, глина,
- предметные и сюжетные картинки.
2 часть Направления и задачи коррекционно-педагогической работы
Социальное развитие
Задачи:
- Формировать представления ребёнка о себе и окружающем,
- Расширить знания о предметах окружающего мира, 
- Развивать навыки коммуникации,
- Формировать навыки самообслуживания,
- Учить простейшим способам действий,
- Преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.
Виды деятельности: 
- дидактические игры: «Вымоем куклу в ванне»
«Части тела, эмоции», «Покажи на кукле и на себе»,
«Варим кукле суп», «Угощение для зайки»,
«Плывёт, плывёт кораблик», «Животные»
- слушание РНС «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Репка»
- опытно-экспериментальные игры «Тёплая-холодная», «Узнай по звуку»,
«Разложи большие и маленькие камешки».                                                      «Разноцветные кораблики», «Вода грязная и чистая», «Магнитная рыбалка», «Плавает и тонет», 
- посещение новогоднего утренника в детском саду.
Речевое развитие
Задачи:
- Развивать подвижность органов речевого аппарата,
- Развивать слуховое внимание, память, восприятие,
- Обогащать и активизировать пассивный и активный словарный запас,
- Развивать связанную речь (формировать навыки построения простых предложений).
Виды деятельности:
- выполнение артикуляционной гимнастики;
- элементы артикуляционного массажа;
- дидактические игры: «Чья мама?», «Чей домик?», «Найди пару», «Что звучит?», «Ритмический ряд», «Хлопни в ладоши», «Право-лево», «Громко-тише»;
- беседа-описание по игрушке, предметной и сюжетной картинкам.
Физическое развитие
Задачи:
- Обучать сосредотачиваться на слуховом, зрительном, тактильном раздражителях,
- Развивать мышечно-суставные ощущения,
- Развивать крупную и мелкую моторику,
- Развивать органы артикуляционного аппарата,
- Формировать речевое дыхание.
Виды деятельности: 
- ползание, переворачивание, 
- пальчиковые игры «Дом», «Капуста», «Семья», «Зайцы», «Прогулка»
- массаж и самомассаж «Су-джок», коврики-травка, массажные мячики
- артикуляционная гимнастика «Снежинки», «Вертушка», «Картинки спрятались», «Воздушный футбол»
Продуктивная деятельность
Задачи:
- Обучать сосредотачиваться на слуховом, зрительном, тактильном раздражителях,
- Развивать крупную и мелкую моторику,
- Развивать зрительное дифференцирование цвета, размера, формы,
- Учить контролировать силу нажима пальцев, ладони,
- Дифференцировать прямое и круговое движение ладоней в лепке,
- Развивать  координацию движений рук, системы «глаз – рука» во всех видах  продуктивной деятельности,
- Обучать ориентироваться в пространстве и на листе.
Виды деятельности:
- лепка «Снежинка», «Банан и яблоко», «Колобок», «Покорми уточку»
- рисование «Нарисуй глазки» ( носик/рот)», «Волшебный цветок»,
- аппликация «Снеговик», «Паровоз», «Цветы для мамы», «Глазки, носик, ротик  человечку»,
- конструирование «Дом большой и маленький», «Паровоз», «Машинки», «Будка для  собаки», «Кроватка для малыша».
3 часть Рекомендации для родителей 
- планирование щадящего режима дня и режима организации занятий,
- насыщение развивающей среды предметами различных цветов, форм, предметов, материалов,
- использовать игровые ситуации, сюрпризные моменты, проблемные ситуации в общении и обучении,
- использование метода «рука в руке» в продуктивной деятельности,
- использовать подражательные действия, мимику, звукопроизношение,
- эмоциональное проговаривание осуществляемых действий,
- использовать устойчивый алгоритм для осуществления определённых действий в продуктивной или обиходно-бытовой деятельности,
- отработка каждого действия до автоматизма.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации