Аннотация к Основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЗАТО г.Североморск «Детского сада № 50»
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее по тексту – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЗАТО г.Североморск «Детского сада № 50» (далее – ДОУ) разработана в соответствии с основными нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации.
Содержание образования и организация образовательной деятельности в ДОУ, обеспечивающих развитие личности детей дошкольного возраста в разных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, определяется Программой, разработанной с учётом:
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Л. Васильевой;
- Вариативной программы «Безопасность» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой;
- Вариативной программы музыкального образования «Ладушки» И. Каплуновой К. Новоскольцевой.
В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.
Программа состоит из трех основных разделов: целевого содержательного и организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы составляет 70% от ее общего объема, иные 30% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Основной структурной единицей ДОУ является группа детей дошкольного возраста.
Ежегодно в зависимости от количества и возраста вновь поступающих детей структура ДОУ может быть неоднородной: наряду с наличием двух групп одного возраста возможно отсутствие группы какого-либо другого возраста.
Психолого-педагогическая работа с воспитанниками строится с учётом возрастных особенностей развития детей, для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях ДОУ.
В Программе отражены:
- развивающая функция дошкольного образования;
- становление личности ребенка;
- индивидуальные потребности ребенка;
- сохранение уникальности и самоценности детства, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание и развитие, амплификации (обогащение) развития на основе организации различных видов детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном детстве. (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин).
В Программе учтены принципы Л.С. Выгодского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Программное психолого-педагогическое сопровождение основано на научной концепции В. В. Давыдова: «. . . воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процессов, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.»
В Программе комплексно представлены образовательные области, обеспечивающие развитие личности, мотивацию и способностей детей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
В содержательном разделе отражена образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, которые представлены в пяти образовательных областях, с учетом вариативных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания образования.
Представлены вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В содержательном разделе отражены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В разделе отражены направления парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми.
Художественно-эстетическое развитие |
Вариативная программа музыкального образования «Ладушки» / И. Каплунова, И. Новоскольцева |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие |
Вариативная программа «Безопасность» / Р.Б. Стеркина, О Л. Князева, Н.Н. Авдеева |
Физическое развитие |
Вариативная программа «Безопасность» / Р.Б. Стеркина, О Л. Князева, Н.Н. Авдеева Методика «Организация и методика гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Букреева Н.М. |
Основной целью взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Задачи организации взаимодействия с семьями воспитанников установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей; создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду; оказание психолого-педагогической поддержки родителям воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие детского сада с семьей реализуется на основе единых для всех направлений программы принципов (психологической комфортности, деятельности, минимакса, вариативности, целостности, непрерывности, творчества), преломленных с позиции взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания.
Программа предусматривает поддержку родителей в саморазвитии и педагогическом образовании.
Технология поддержки родителей в повышении психолого—педагогической компетентности включает в себя следующие этапы:
- Самоопределение себя как родителя
- Конкретизация образовательных запросов родителей
- Проектирование образовательного маршрута родителей
- Реализация образовательных маршрутов
- Рефлексия образовательной деятельности.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ