Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей раннего возраста

1-3 апреля 2014 года, г.Мурманск, МГГУ

Межрегиональная научно-практическая конференция 
с международным участием 
«Актуальные проблемы психологии в образовании»
 
Психолого-педагогическая поддержка
социальной адаптации детей раннего возраста

Автор статьи: педаго-психолог,  Укрюкова Д.В.,  
воспитатель 2 квалификационной категории, Денисова С.А.

С самого рождения  человек окружен другими людьми, он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. 
Процесс приспособления, освоения, индивидом новых для него социальных условий или социальной среды называется социальной адаптацией. Она необходима ребенку для получения навыков, необходимых для полноценной жизни.
Механизмы биологической адаптации ребенка к окружающей внешней среде начинают действовать в период новорожденности. Ребенок выживает за счет врожденных рефлексов (сосательный, хватательный, защитный и др.). Первые проявления социальной адаптации и социального развития появляются,  в 2 месяца с возникновением «комплекса оживления» – ребенок выражает свое отношение к взрослому, которого видит. 
В процессе развития и воспитания в семье у ребенка формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип. Этот стереотип становится довольно устойчивым к 2-3 годам. Где в сою очередь процесс социальной адаптации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья:родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья, сестры; детский сад: воспитатели, узкие специалисты; общество:сверстники, окружающие люди.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию, поступление в детский сад, меняют сложившиеся стереотипы, это  может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. 
Поэтому огромное значение имеет психологическое сопровождение ребенка, впервые поступающего в дошкольное образовательное учреждение, оно  позволяет сделать процесс его адаптации к новым социальным условиям более быстрым и легким. 
Основополагающими задачами по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса мы считаем:
1. Создание толерантной среды для развития детей.
2. Обеспечение эмоционального благополучия детей.
3. Формирование предпосылок и умений  следовать определенным правилам взаимодействия с окружающими (со сверстниками и взрослыми).
4. Создание условий для возникновения и  поддержания у детей мотивации к общению.
В нашем ДОУ психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста осуществляется в комплексном взаимодействии детей, родителей, воспитателей  группы, педагога-психолога и других специалистов детского сада.
Исходя из поставленных задач,  мы ведем  работу по следующим направлениям:
-комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
-определение специальных потребностей и условий, обеспечивающих развитие детей раннего возраста, адаптацию;
-коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии;
-становление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;
- укрепление психофизического здоровья.
С целью улучшения социальной адаптации к ДОУ  мы предлагаем эффективные инновационные методы работы с детьми и родителями.
В процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей и помощи их семьям мы используем  несколько  методов работы. Один из них – метод цветокоррекции, разработанный  В. А. Кулешовым.
Основная цель предложенной автором методики заключается  в том, что посредством просмотра  определенных коррекционных цветовых панно можно гармонизировать психическое состояние ребенка и родителей, содействовать становлению психических функций ребенка.
Методика позволяет диагностировать нарушения развития ребенка, осуществлять коррекцию и профилактику познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер ребенка, гармонизировать психическое здоровье детей в целом, создавать предпосылки успешной адаптации.
Данная методика представлена в виде  следующих  дидактических  пособий:
1. Пособие – папки «КОК» включают в себя 18 панно (разной коррекционной направленности). Они позволяют провести диагностику состояния ребенка, родителя,  составить их психофизиологический портрет. Осуществляют коррекцию и профилактику психоэмоционального состояния.
2. Пособие «Материнская любовь» помогает осуществлять коррекцию детско – родительских отношений. Предназначено для создания абсолютного психоэмоционального комфорта родителя и ребенка, а также для решения конкретных психофизиологических и жизненных задач. Оказывают большую помощь психологу и воспитателю при диагностике детско-родительских отношений,  родителям  при  осмыслении проблемы и нахождения путей выхода из трудной кризисной жизненной ситуации.
3. Цвето-коррекционные коврики. Используются на занятии для проведения пальчиковых упражнений, психогимнастики, различных игр.  Целью пособия является активизация всех каналов  восприятия и переработки информации, снятие психоэмоционального напряжения.
В процессе наблюдения за детьми раннего возраста выявлено, что дети стали более эмоционально открытыми, легче идут на контакт с окружающими. У них отмечается устойчивость поведения, пропала беспричинная нервозность, агрессивность. Появилась мотивация к познанию. Замечено положительное влияние на двигательную, умственную  активность детей. Произошли  улучшения психоэмоционального состояния, повысились адаптационные возможности.
Данная методика позволила нам построить доверительные отношения с родителями, они легче  идут на контакт. В ходе консультаций и бесед воспитателя и психолога гармонизируется их психическое здоровье, что играет огромную роль в воспитании в ребенка и помогает  в установлении контакта с ним.
Одним из факторов, влияющих на  успешность адаптации ребенка в ДОУ, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками.
В ходе активного психолого-педагогического взаимодействия создаются возможности для вхождения ребенка в социум через участие  в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе  обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.
С этой целью, для реализации  комплексной технологии помощи ребёнку, мы используем метод игротерапии, а именно,  дидактическое пособие  «Игровой парашют». Данное пособие выполнено из  яркой ткани (3 или 5 метров в диаметре) и   состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого  расположены ручки.  Игра с парашютом является также инструментом психолога и педагогов для наблюдения за детьми. Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. 
По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого,  способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма.
Данная игра также способствует развитию воображения, снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, так же рекомендуем родителям использовать данное пособие для лучшего установления контакта « мама+ папа+ ребенок». 
В нашем учреждении  функционирует   центр психологической поддержки «Гармония». Работа в сенсорной комнате направлена на  релаксацию, сохранение психоэмоционального здоровья детей, снятие нервно-психического напряжения. 
Интерактивное оборудование сенсорной комнаты возбуждает интерес, стимулирует деятельность, помогает развитию двигательной активности. Спо­койная обстановка комнаты, мягкий свет, тихая нежная музыка способствуют появлению у детей ощущения защищенно­сти, спокойствия.
Центр оборудован по последним инновационным технологиям:
1. Мягкие коврики – служат в качестве мягкого напольного покрытия, на кото­ром ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, производить разные действия. Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсор­ной комнате.
2. Сенсорная тропа для ног (волшебная дорожка) – ковролиновая дорожка, к которой с помощью липучек крепятся круглые «кочки-мешочки» с разными наполнителями или квадратные ребристые коврики. Ходьба по «кочкам-мешочкам» развивает тактильное вос­приятие, координацию движений, способствует профилактике плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хожде­ние(босиком или в тонких носочка) по сенсорной тропе увлекательным и полезным. 
3. Сухой душ – разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз словно струи воды. Их можно трогать, переби­рать руками, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, так же может использоваться как уголок уединения.
4. Светящиеся лианы – в них можно заматываться, плести косы.
5. Кресло-мешок – бесформенное,  уютное кресло (исполь­зуется  для релаксации). В нем можно полежать, по нему можно побить кулаками, выплеснуть накопившуюся негативную энергию. 
6. Детский зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами. В про­зрачной колонне, выполненной из органического стекла и запол­ненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны разноцвет­ные шарики и фигурки рыбок. Пузырьковая колонна эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, снимает нервно-психическое напряжение у детей.
Светодиодное панно на стену « Млечный путь», «Галактика», так же снимает нервно-психическое напряжение у детей, влияет на зрительные рецепторы (своего рода тренажёр для глаз).
Отметим еще один метод, который помогает в работе с детьми – ароматерапия. Он используется в комплексе с другими методами для  нормализации психического состояния, успокаивает детей, снимает напряжение после занятий, служит для профилактики заболеваемости.
Каждую неделю дети занимаются в сенсорной комнате «Мозайка». Она представляет собой организованную особым образом окружающую среду, которая оснащена оборудованием состоящим из множества различного рода стимуляторов и в следствии призвана воздействовать на различные человеческие органы. 
Основными целями занятий в сенсорной комнате является: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений;  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира; расширение жизненного опыта детей;  обогащение их чувственного мира. 
В этом направлении работаю педагог-психолог, педагоги. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность. Активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей, а так же идёт развитие крупной и мелкой моторики. 
Узкие специалисты разработали ряд методических пособий для занятий с детьми. В методические пособия были включены работы с использованием оборудования сенсорной комнаты, которая основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Данная методика является базисной, задающей общие ориентиры в обучении и развитии детей и открывает просторы вариативных и специальных образовательных планов. 
В адаптационный период в работе с детьми мы используем  метод песочной терапии, как средство коррекции стресса, гармонизации психического состояния. 
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ наиболее эффективна при использовании инновационных методов работы с детьми и родителями.

Литература:

  1. Афонькина Ю.А. Технология комплексного сопровождения     детей/   Ю.А.
  2. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста: основные показатели. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. 67 с.
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2004. 464 с.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации