Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

11 декабря  2013г., г.Апатиты,  МБДОУ № 21

Межмуниципальная заочная конференция
«Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»

«Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Автор статьи: заместитель заведующего детского сада
Л.П. Романчина

На сегодняшний день одна из главных стратегических задач развития страны – это сохранение и укрепление здоровья будущего поколения. 
Важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка является дошкольный возраст. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Результаты многолетних исследований состояния здоровья детей показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья российских детей, к сожалению, не наблюдается. За последние 10-15 лет этот факт становится предметом острой общественной тревоги.
Сегодня в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребёнка стало редкостью. Более 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья, особенно остро стоит эта проблема в районах Крайнего Севера, что в свою очередь превращается  в первоочередную социальную проблему. 
Данной социальной проблеме уделяется большое внимание в дошкольных учреждениях. С помощью  здоровьесберегающих технологий  решается главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, просвещения детей и родителей в области здорового образа жизни. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в нашем ДОУ имеют два основных направления оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Цель образовательного учреждения: создание единого открытого, мобильного образовательного пространства ДОУ в физкультурно-оздоровительном процессе, основанного на структурно-функциональном взаимодействии ДОУ и семьи, ориентированного на личностные потребности дошкольников и их родителей.
Определены основные задачи реализации двух направлений, которые в свою очередь соприкасаются и переплетены в одно единое целое:
1. Создание единого образовательного пространства включающего в себе взаимодействие преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, реализации федеральной программы «Физическая культура», «Здоровье» и  сотрудничество между всеми службами ДОУ и родителями на всём протяжении дошкольного детства ребёнка.
2. Разработка и реализация педагогических и социальных проектов по решению проблем разного уровня в системе физкультурно-оздоровительной работы.
3. Освоение личностно-ориентированных методик и технологий. 
4. Индивидуализация и правильная организация педагогического процесса с учетом состояния здоровья и психофизических возможностей детей.
5. Выстраивание системы взаимодействия с внешней средой (спортивными школами, учреждениями культуры,  с детской поликлиникой, СМИ), и тем самым расширить ресурсные возможности образовательного пространства ДОУ.
6. Внедрение системы вовлечения родителей в образовательный процесс.
7. Оснащение предметно-пространственной среды в целях сохранения и укрепления здоровья детей.
8. Совершенствование материально-технической базы детского сада.
Реализация данных задач осуществляется совместно с воспитателями, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, медицинскими работниками, инструктором по физической культуре, психологом, а так же конструктивное партнерство семьи позволяет маленькому ребёнку жить и развиваться.
Данный процесс включает в себя 7 разделов: 
1.Необходимым воспитательным разделом, с которого начинается воспитательно-оздоровительная работа, является «Диагностика», т.е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.), которые помогут глубоко узнать ребенка «во всех отношениях», определить исходные показатели физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья и т.д. 
2.Организация рациональной двигательной активности детей:
- физкультурные занятия (спортивный зал оборудован  современным покрытием, аппарат: очиститель-увлажнитель воздуха, а так же имеется необходимый спортивный инвентарь: различные мячи, фитболы, гимнастические скамейки, лестницы, системы для прыжков, лазания, диск-здоровья, балансиры, массажеры для ног, рук и т.д.);
-прогулки на свежем воздухе (пешие прогулки на длительные расстояния);
- подвижные игры; 
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
-бодрящая гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- сенсорная комната;
- уголки здоровья (групповая комната);
- система: зеркальный треугольник «познай себя сам».
- физкультурные досуги, спортивные праздники;
- оздоровительные процедуры в водной среде;
- музыкальные занятия.
3.Реализация системы эффективного закаливания в оздоровительном центре «Капелька» осуществляется по авторской программе «Закаливание детей дошкольного возраста «Капитошка»» Романчиной Л.П.(зам.заведующего  детским садом).
Основным методом закаливания детей является контрастная методика, которая в свою очередь предусматривает соблюдение конкретных принципов: 
-комплексность использования природных факторов; 
-постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств; 
-непрерывность проведения закаливающих процедур; 
-направленность закаливающих средств на разные участки тела при чередовании их как по силе воздействия, так и по интенсивности; 
-проведение закаливания и в состоянии покоя, и в сочетании с движениями, физическими упражнениями; 
-осуществление закаливающих процедур на фоне теплового комфорта организма (состояние теплового комфорта достигается сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды, уровня двигательной активности детей); 
-наблюдение за реакцией организма ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности; 
-создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам.
Выше перечисленные условия общих оздоровительных и профилактических закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении осуществляется по некоторым разделам:
- местные ванночки для рук и ног(полоса препятствий состоящая из контейнеров с водой различной температуры, массажных ковриков, и полусфер и другого инвентаря для профилактики плоскостопия);
- контрастное обливание (душ, распылители воды, ковшики, махровые варежки);
- массаж биологически активных точек организма (массажные шарики, валики, суд-жок, массажные системы);
- гидромассажные ванны;
- спелиотерапия (солевые лампы);
- аромотерапия;
- фитотерапия(фиточай);
- дыхательная гимнастика;
- кислородный коктейль.
4.Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. 
5.Обеспечение полноценного питания. 
6.Создание условий организации оздоровительных режимов для детей. 
7.Формирование знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье:
-беседы о ЗОЖ;
-развлечения и досуги (групповые, с родителями).
Каждый из перечисленных разделов имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. В свою очередь переплетение вышеизложенных мероприятий тесно  взаимодействуют диагностические, консультативные, коррекционно-развивающие, лечебно-профилактические и социальные направления. Дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую активность каждого ребёнка во время пребывания в детском саду. 
Основная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит педагогу. Ведь именно от профессионализма, грамотности, уровня знаний и умений, а также личностных качеств педагога напрямую зависит результат его взаимодействия с ребёнком. Заинтересованность в получении положительных результатов своей деятельности и владение практическими навыками оздоровительных технологий – также являются необходимыми условиями результативности внедрения новых здоровьеформирующих подходов к построению общего образовательного процесса в дошкольном учреждении. 
В заключении можно сказать, что здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании  обеспечивают оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации