Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Физиологические аспекты дыхательного цикла у дошкольников

19.12.2012г., г.Североморск, МБДОУ д/с №50

ГМО
Учителей-логопедов

«Физиологические аспекты дыхательного цикла у дошкольников»

Автор доклада: заместитель заведующего д/с 
                                                                                                         Л.П. Романчина

      Дыхание – это основа жизни, 
а правильное дыхание – основа здоровья и долголетия.

Дыхание настолько естественный физиологический процесс, что мы редко задумываемся о нормальности его течения. А для роста и развития ребенка оно имеет огромное значение. Именно от того, как ребенок дышит,  зависит, его физическое и психическое здоровье. Поэтому очень важно уделять этому должное внимание.
Дыхание – это врожденный рефлекс, и «учить» дышать в буквальном значении слова смысла нет. Но нам взрослым нужно позаботиться о том, чтобы ребенок много двигался, правильно сидел за столом: во время занятий и приёме пищи, спал в правильном положении, как можно больше гулял на свежем воздухе, а так же дыханию не препятствовали различные болезненные явления.
Основная функция органов дыхания – обеспечение тка­ней организма кислородом и освобождение их от углекислого газа. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Наряду с этим органы дыхания участвуют в голосообразовании, обонянии, водно-солевом и липидном обменах, иммунной защите.
В дыхательной системе выделяют органы и анатомические структуры, выполняющие две основные функции:

  • Воздухопроводящую – полость носа, носоглотка, гор­тань, трахея, бронхи.
  • Дыхательную (газообменную) – легкие.

Важнейшим веществом в дыхательной системе является кислород. Интенсивное поступление кислорода необходимо для удовлетворения всех потребностей жизнедеятельность человека. 
Нормальному и здоровому дыханию свойственны такие качества, как единство и целостность. Вдох начинается с движения живота, направленного вперед, в это время диафрагма сокращается, а мышцы живота расслабляются. Волна расширения распространяется вверх, охватывая грудь. Выдох начинается с того, что грудь опускается и продолжается в виде волны сокращения, движущейся к области таза. В результате возникает ощущение течения вдоль тела, которое заканчивается в гениталиях. При здоровом дыхании передняя часть тела движется как одно целое.   
Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития.При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить ребенка правильному глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Важно также научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний.
При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или осушается, охлаждается или прогревается. Очищается от пыли, остающихся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Именно нарушения этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояния тревоги или угнетения, расстройства сна. При обучении ребенка правильному дыханию надо научить его сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Затемможно предложить подуть на султанчик(одуванчик) сначала ртом, потом носом, затем одной ноздрей, после другой.
Уделять внимание развитию навыков дыхания нужно в игровой форме. Например, такое хорошо известное и доступное занятие, как пускание мыльных пузырей позволяет и время провести интересно, и развивать дыхание детей.
Можно развивать дыхание малышей и во время прогулок. Для этого предложите ребенку обратить внимание на свой вдох и выдох, попробовать медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать.(Упражнение «Ветерок») Выдох должен продолжаться в полтора-два раза дольше, его лучше делать на 4 шага, тогда как вдох – на 2 шага. Можно также обращать внимание детей на дыхание при быстрой ходьбе и медленном беге.
Упражнения с дыханием можно сочетать с упражнениями на мышечное расслабление. Сосредоточение на самом процессе дыхания уже само по себе является успокаивающим упражнением. Кроме этого, детям можно предложить при вдохе представлять какой-то приятный образ, при выдохе – его стирать и т. д.(система Норбекова + музотерапия).
Здоровьесберегающий эффект достигается за счёт применения дыхательной гимнастики Стрельниковой, Уманской, точечного массажа, нестандартного оборудования, традиционных и вариативных игр и упражнений.
В дошкольных учреждениях  комплексное воздействие на дыхательную систему ребёнка осуществляется в двух аспектах:

  • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
  • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания.
Детям, имеющим отклонения в развитии  свойственно некоторые физиологические отклонения: ходьба в припрыжку,  ноги полусогнутых, движения нервозны, голова и плечи опущены, рот приоткрыт, следствием этого затруднённое дыхание, от сюда и  вытекает проблема. Когда ребенок  полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь поступает мало кислорода, Дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге, регулирует деятельность дыхательной мускулатуры. Кроме того, большую роль в регуляции дыхания играет кора головного мозга, что в свою очередь ведёт к нарушению всех функций организма. 
Такое состояние дошкольники воспринимать любую информацию с трудом, участвовать в образовательному процессе у него рассеянное внимание, нервозность, плохое настроение.
В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или комплексы дыхательных упражнений.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей. 
Цель: Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:

  • Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  • Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

Основные правила.

  • Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  • Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  • Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  • Дышать носом.

Дыхание неразрывно связано с физическим развитием. Хорошо развитый ребенок отличается:
- живостью, энергией;
- свежим цветом лица, розовыми щечками;
- плоским животом, прямой спиной;
- психо-эмоциональным состоянием;
- интеллектуальным развитием.
     
Вывод:  
Для этого необходимо, научить ребе­нка правильно дышать,  контролировать и сохранять дыхание в норме даже в мо­мент сильного напряжения за счет произвольного управления внешним дыханием. Нужно помнить, что дети запоминают дыхательные упражнения и приобретают навыки произвольного управле­ния дыханием значительно быстрее взрослых, но так же быстро теряют полученные навыки, если занятия становят­ся нерегулярными.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации