Формирование словаря детей с ЗПР через дидактическую игру
19.12.2012г., г.Североморск, МБДОУ д/с №50
ГМО
Учителей-логопедов
Формирование словаря детей с ЗПР через дидактическую игру
Автор доклада: воспитатель,
В.В.Басистая
Поскольку формирование словаря тесно связано с развитием интеллекта, у детей с ЗПР достаточно частыми являются нарушения лексики. Особенности мышления, внимания, восприятия дошкольников с ЗПР находят свое отражение в бедности и неточности их словаря: в нем редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (форму, цвет, величину, материал и др.), действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для называния всех сходных свойств предметов (чашка – кружка , стакан).
В силу особенностей умственного развития детям с ЗПР трудно дается выделение в пределах существенных признаков, различение существенных и мало значительных признаков, сравнение предметов и выделение признака общего для группы предметов. В результате в речи детей с ЗПР при подборе слова имеются множественные ошибки. Среди них отсутствие слова, замены слов. Имеются следующие виды замен: замена слов, близких по смыслу замена родового слова видовым ; замена слова названием части или целого; замена описанием ситуации; замена словом, сходным по звучанию , замена неологизмом .
Дети с ЗПР склонны к расширению обобщающего понятия , неправильному употреблению обобщающих понятий, замене обобщающего понятия функциональным определением, словом конкретного значения во множественном числе.
Имеются ошибки в употреблении имен прилагательных, свидетельствующие о стремлении заменить слово неправильным или менее точным.
Специфическими, свойственными только для дошкольников с ЗПР, являются такие речевые реакции при названии предмета по картине, как повтор ранее звучавшего слова, а также подбор неадекватного ( не связанного ни по смыслу, ни по звуковому или грамматическому оформлению) ответа, случайного слова.
В словаре детей с ЗПР находит отражение ограниченность их представлений об окружающем мире. Часто дети не знают профессии своих родителей, не могут назвать свое имя, отчество, фамилию, а так же фамилию, имя, отчество своих родителей. Зачастую они не различают понятия «полное имя», и «отчество», «имя» и «отчество» воспринимает как целое, не могут от полного имени образовать краткое и наоборот.
Старшие дошкольники с ЗПР затрудняются в назывании, перечислении времен года, описании их признаков, смешивают понятия «время года» и «месяц».
Выраженные особенности интеллектуальной деятельности, ограниченность и поверхностность представлений об окружающей действительности обуславливают нарушения формирования словаря у детей с ЗПР. Работа по коррекции словаря должна основываться на системе работы по исправлению недостатков познавательной деятельности.
Работа по формированию словарного запаса проводится по следующим направлениям:
1.Расширение объема словаря. «Кто это, Что это?», «Горячо, холодно», «Кто исчез?» Что исчезло?», «Что это, как называется», «Что умеют делать предметы?». «Какой предмет?», «Назови, что умеет делать предмет, что мы делаем с предметами», «Какой предмет?», «Чем схожи?» («В чем отличие?»), «Чего не хватает».
2.Уточнение значения слова. «Собираемся в путешествие», «Сходства и отличия», «Похожее», «Кто больше», «Что бывает», «Бывает – не бывает», «Лишнее слово».
3.Расширение структуры значения слова. «Цветовое лото», «Геометрическое лото», «Слово напомнит картинку», «О картинке я вам расскажу». «Придумай загадку». «Что где находится», «Неблепицы», «Чудесный мешочек», «Найди и отложи», «Закрой картинку», « Один, два, три», «Назови одним словом», «Тематическое лото», «Тематическое домино», «Анологии», «Вспомни и назови». «Я знаю пять …», «Объясни и исправь», «Потому что» и т.д.
4.Формирование семантических полей. («Классификация», «Группировка слов», «Назови другим словом», «Два из трех», «Придумай предложение», «Закончи предложение». «Скажи наоборот», «Сделай наоборот», «Пантомима», «Бывает – не бывает», «Исправь ошибку», «Пара к паре», «Сравнение».
5.Расширение связей между словами в лексике.
- подбор названий действий к названию предмета. (помидор что делает? – краснеет, алеет, растет и т. д.)
-подбор максимального количества слов к названию действия.(краснеет что? – помидор, яблоко и т.д.)
- добавление одного общего слова к двум словам (помидор, яблоко какие?)
- подбор максимального количества слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», Какое?» (лист какой? – красный, зеленый, желтый, и т.д.)
- добавление слова, обозначающего признак предмета
- дополнение предложений словами
- объяснение и исправление ошибочности суждений.
- «Кто как голос подает», «Кто как передвигается», «Кто как ест», ит.д.
Как вспомогательное средство в работе по развитию речи мы используем в своей работе игры с песком. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психологического здоровья, развития познавательных процессов, речи, влияет на становление всех сторон личности.
Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с ЗПР. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
и другое.
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Игры в песочнице дают больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Организация игр – занятий с песком включает в себя следующие этапы.
1.Организационный этап. Педагог знакомит детей со своей игрушкой – посредником в играх с песком – песочной феей. С помощью куклы разъясняется детям все правила поведения, запреты, поощрения. В ходе игры необходимо обращать внимание детей на их тактильные ощущения, побуждая высказываться.
2. Игра с песочной феей. Песочная фея приглашает детей к себе в гости и предлагает поиграть.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Примеры некоторых упражнений.
«Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
Выложить фишками геометрическую фигуру.
Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
Игра "Мой город". Педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
«Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
«Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
«Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Педагог раздает картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. – кит – [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
Игра «Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.
- та-ка-па
- па-ка-та
- га-ба-да
- по-бо-по
- пу-бу-пу
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочная фея произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – "жучки здороваются").
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к занятиям; дети чувствуют себя более успешными.