Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
11 декабря 2013г., г.Апатиты, МБДОУ № 21
Межмуниципальная заочная конференция
«Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Автор статьи: педагог-психолог,
Д. В. Укрюкова
Многочисленную группу в современном мире составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как подчеркивает Л.И. Акатов, входящее в данное понятие слово «здоровье» определяет специфику внешней и внутренней активности ребенка в конкретных социальных условиях. У детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья названные виды активности ограничены. Поэтому ребенок испытывает затруднения в осуществлении жизненно важных функций, не только обеспечивающих удовлетворение его базовых потребностей, но и определяющих его способность к общению, познанию. Своевременная поддержка специалистов дошкольного учреждения, в котором обучается и воспитывается такой ребенок, может оказать положительное влияние на его развитие.
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Оно подразумевает такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самосознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие – значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождать, значит обеспечить «соприкосновение» ребенка с социокультурной средой и способствование самостоятельному проникновение в нее, в процессе сотрудничества со взрослым.
Наше дошкольное учреждение осуществляет психолого-педагогическую поддержку пяти детей с ограниченными возможностями здоровья. Два из них являются воспитанниками группы компенсирующей направленности, имеют нарушения слуха, нарушения в работе центральной нервной системы. Остальные дети, обучающиеся на дому, посещают детский сад кратковременно, в рамках внешней инклюзии – это дети со сниженным уровнем интеллекта, нарушениями зрительного анализатора, таким заболеванием как детский церебральный паралич (ДЦП).
Для данной группы детей социальная адаптация затруднена. На занятиях наблюдается утомляемость, вялость, плаксивость, дети испытывают трудности в обучении, в установлении контакта с детьми и взрослыми. При неудачах быстро утрачивают интерес, не могут сконцентрироваться на инструкции педагога, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Организованность в игровой деятельности у детей формируется с трудом.
С целью создания оптимальных путей развития детей с ОВЗ мы создали индивидуальный маршрут сопровождения для каждого из них. Свою работу с ребенком и семьей организуем при взаимодействии специалистов ДОУ, педагога-психолога, учителя дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей групп, музыкального руководителя.
Наше дошкольное учреждение делает акцент на адаптацию (приспособление) образовательной среды к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, обучение становится для него комфортным и доступным.
Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями мы считаем:
1. Создание толерантной среды длясубъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3. Способствование формированию оптимистического прогноза для развития детей с особыми проблемами в развитии через организацию системного подхода.
Психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ, осуществляется в нашем детском саду скоординировано, представлена комплексной технологией помощи ребёнку и его семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Исходя из поставленных задач, мы строим по следующим направлениям:
- комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;
-определение специальных потребностей и условий, обеспечивающих развитие ребенку с ОВЗ, получение образования, адаптацию и интеграцию в общество.
-коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии;
-восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;
-укрепление психофизического здоровья.
В процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями мы используем несколько методов работы. Один из них – метод цветокоррекции, разработанный В. А. Кулешовым.
Основная цель предложенной автором методики заключается в том, что посредст-вом просмотра определенных коррекционных цветовых панно можно содействовать становлению психических функций ребенка, гармонизировать личность.
Методика позволяет диагностировать нарушения развития ребенка, осуществлять коррекцию и профилактику познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер ребенка, гармонизировать психическое здоровье детей в целом.
Данная методика представлена в виде следующих дидактических пособий:
1. Пособие – папки «КОК» включают в себя 18 панно (разной коррекционной направленности). Они позволяют провести диагностику состояния ребенка, родителя, составить их психофизиологический портрет. Осуществляют коррекцию и профилактику психо-эмоционального состояния.
2. Пособие «Материнская любовь» помогает осуществлять коррекцию детско- родительских отношений. Предназначено для создания абсолютного психоэмоционального комфорта родителя и ребенка, а также для решения конкретных психофизиологических и жизненных задач. Оказывают большую помощь психологу при диагностике детско-родительских отношений, родителям при осмыслении проблемы и нахождения путей выхода из трудной кризисной жизненной ситуации.
3. Коррекционные тетради (используются для выполнения письменных упражнений на развитие познавательной сферы ребенка).
4. Компьютерная игра «Поймай солнечного зайчика» предназначена для решения конкретных проблем, которые беспокоят ребенка, помогают восстановить гармонию психического состояния.
5. Цвето-коррекционные коврики. Используются на занятии для проведения пальчи-ковых и кинезиологических упражнений, раскладывания дидактических игр. Целью пособия является активизация все каналы восприятия и переработки информации.
Используя данную методику на протяжении двух лет, мы разработали некоторые рекомендации для педагогов группы, работающих с детьми.
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать особенности возраста, пола, использовать в процессе обучения и воспитания цветовые обои в зависимости от вида нарушений развития ребенка и индивидуального психического состояния.
2. Не допускать и предотвращать утомление, если оно наступило. Для этого можно использовать следующие дидактические пособия:
-папки « КОК» (рассматривать с детьми цвето-коррекционные обои несколько раз во время занятия).
- Рассматривать цветовые панно « Петушок», « Котик».
- Преподносить материал небольшими порциями.
- Производить смену форм деятельности в течение занятия (5-7 раз).
- Чередовать умственную и практическую деятельность.
- Использовать материалы, задействующие все каналы восприятия и переработки информации.
3. Активизировать познавательную деятельность.
- Применять коррекционные обои в комплексе « Учебно-игровые», « Учебные» и
«Воспитательные». Располагаются слева и справа от учебной доски. На мольберте
можно использовать как фон для демонстрации учебно-игровых пособий.
- Использовать индивидуальные доски для выкладывания раздаточного материала,
которые будут активизировать мотивацию к обучению.
4. Развивать стратегию успешности: проводить с ребенком адекватный и корректный анализ действий и деятельности, постоянно поощрять его за малейшие успехи, своевременно оказывать помощь каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности. Для этого можно использовать цвето-коррекционные обои «Гостинно-кабинетные». Их цель снятие неуверенности в себе, устранение возбуждения, вызванного ситуацией неуспеха.
5. Проявлять педагогическую этику в процессе работы с ребенком с ОВЗ.
Из практики работы по методике В.А Кулешова, хочу отметить положительную динамику в развитии детей.
В процессе наблюдения за детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии выявлено, что дети радуют взрослых своей доброжелательностью, дисциплинированностью. У них отмечается устойчивость поведения, представлений и чувств, пропала беспричинная нервозность, агрессивность. Внимание стало более произвольным, увеличился объем зрительной и слуховой памяти. Появилась мотивация к познанию. Замечено положительное влияние на двигательную, умственную активность детей с ОВЗ. Произошли улучшения психо-эмоционального состояния, самоконтроля. Дети стали легче устанавливать на контакт со сверстниками и взрослыми.
При работе с родителями легче идут на контакт с педагогом-психологом, в ходе консультаций, гармонизируется их психическое здоровье, что играет огромную роль в воспитании в ребенка и помогает в установлении контакта.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ, является овладение ими игровыми и коммуникативными навыками.
Во взаимодействии с педагогом-психологом и другими узкими специалистами, педагоги нашего детского сада создают возможности для вхождения ребенка с ограниченными возможностями в социум через участие в разных формах и видах активности, тем самым, мы вместе обеспечиваем здоровье воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.
С этой целью, для реализации комплексной технологии помощи ребёнку с ОВЗ, мы используем метод игротерапии, а именно, дидактическое пособие «Игровой парашют». Данное пособие выполнено из яркой ткани (3 или 5 метров в диаметре) и состоит из нескольких цветных секторов, по кругу которого расположены ручки. Игра с парашютом является также инструментом психолога и педагогов для наблюдения за детьми. Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс.
По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей с детским церебральным параличем и другими заболеваниями. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма.
Данная игра также способствует развитию воображения, снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми.
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом средой и помогает ему самостоятельно проникнуть в него. Игры с парашютом мы рекомендуем проводить также с детьми с целью адаптации ребенка к ДОУ в группах разных возрастов, центрах игровой поддержки ребенка (ЦИПР), а также для проведения тренингов с родителями, для лучшего установления контакта « мама+ папа+ ребенок».
В нашем детском саду, с января следующего года мы открыть центр Центр психологической поддержки «Гармония», это релаксационная комната, будет использоваться, как один из методов сопровождения детей с нарушениями развития, а также для детей, не имеющих психофизиологических нарушений, в целях профилактики. Цель метода релаксации состоит в сохранении психо-эмоционального здоровья детей, снятие нервно-психического напряжения. На сегодняшний день мы разрабатываем методические пособия по работе в данной комнате.
Отметим еще один метод, который помогает в работе с детьми с ОВЗ – ароматерапия. Он используется в комплексе с другими методами для нормализации психического состояния, успокаивает детей, снимает напряжение после занятий, служит для профилактики заболеваемости.
Каждую неделю наши дети занимаются в сенсорной комнате «Мозаика». Она представляет собой возможность реально расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Сенсорная комната используется педагогом-психологом, педагогами группы как « энциклопедия стимулирующих ощущений». Что просто необходимо детям с ДЦП, нарушениями слуха, и др. Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность, и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Узкие специалисты разработали ряд методических пособий для занятий с детьми. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия. Данная методика является базисной , задающей общие ориентиры в обучении и развитии детей и открывает просторы вариативных и специальных образовательных планов. Основными целями занятий в сенсорной комнате является стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.
Литература:
- Акатов, Л. И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений [Текст] // Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2004.
- Афонькина Ю.А. Технология комплексного сопровождения детей/ Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова.- Волгоград: Учитель, 2013.
- Дементьева, Е. Г. Формирование модели взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] / Е. Г. Дементьева // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №4. – С. 43 – 47.
- Желиба Н.С., Морозова Н.А Психолого-педагогическая профилактика дезадаптации ребенка с ОВЗ.- М.: Гном-Пресс, 2012.
- Завражин, С. А. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии [Текст] / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.
- Устинова, Е. В.Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями [Текст] / Е. В. Устинова// Дефектология. – 2005. – №1. – С.52 – 56.