Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей

1-3 апреля 2013 года, г.Мурманск, МГГУ
Межрегиональная научно-практическая конференция 
с международным участием

«Актуальные проблемы психологии в образовании» 
 

Автор статьи: педагог-психолог
Н.А. Лехкун

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии огромная трагедия для всей семьи. Такая семья, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Семья, которая ощущает психологическую и социальную поддержку, легче преодолевает эти состояния. 
Воспитание ребёнка-инвалида затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным жизненным факторам. Стресс оказывает сильнейшее воздействие на психику взрослых,  они  становятся малообщительными, сужается круг общения с внешним миром. И поэтому, своевременная квалифицированная помощь, оказываемая детям-инвалидам и психологическая поддержка их семьям, является залогом последующей успешной интеграции и социальной адаптации, как самого ребёнка, так и его семьи в обществе. Работа с ребёнком-инвалидом основывается на существовании в каждом ребёнке исходных человеческих потребностей: в телесном контакте, общении и познании. Задача  специалистов и  родителей – найти адекватные способы для их проявления и развития.     
Задача психологической помощи  таким семьям – это выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, а так же внутрисемейных ресурсов, которые решаются через различные формы взаимодействия, в первую очередь создание доброжелательной среды и вовлечение родителей в коллективные формы работы.
Сейчас общество и правительство нашей страны обращает внимание на людей с ограниченными возможностями здоровья – проводятся благотворительные акции, открываются реабилитационные центры. Одной из актуальных проблем является инклюзивное образование – организация специализированной среды в образовательных учреждениях для создания равных условий получения образования детьми-инвалидами наравне с обычными сверстниками. Во многих городах есть социально-психологические службы для такой категории людей, но не хватает  специализированных образовательных учреждений. В Североморске, нет дошкольных специализированных коррекционно-развивающих учреждений, которые ребёнок-инвалид мог бы посещать систематически. 
Для подавляющего большинства семей с подобной проблемой выходом является работа с частными специалистами или предварительная запись и посещение курсов реабилитации (по 3 – 4 недели 1 – 2 раза в год)  в реабилитационном центре в г. Апатиты.
Наряду с этим, задачу оказания психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и их близким частично удаётся решать.
Согласно приказа Управления образования о закреплении детей-инвалидов за дошкольными образовательными учреждениями «Об организации  и обучении детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях» специалистами нашего ДОУ второй год осуществляется  работа в учреждении (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и  на дому. В соответствии с ФГТ психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в четырёх направлениях развития детей дошкольного возраста: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом. 
Психолог, дефектолог и логопед проводят систематические коррекционно-развивающие занятия, консультируют родителей ребёнка о принципах дальнейших коррекционно-развивающих мероприятий, которые они могут организовать самостоятельно. 
В качестве основных задач, выделяют:
- организацию раннего развития детей-инвалидов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
-  создание доверительного доброжелательного отношения родителей ребёнка-инвалида к специалистам, оказывающим помощь.  
Работа проводится с учётом возраста каждого ребёнка, его индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья и способности восприятия предлагаемого специалистами материала. Уровень развития данных детей не позволяет им овладевать материалом программы воспитания и обучения в ДОУ в нужном темпе и объёме. В связи с этим, разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы. 
Первичное посещение с диагностической целью проводится каждым, закреплённым за ребёнком специалистом дошкольного учреждения: психологом, дефектологом, логопедом. Родителям предоставляется подробная информация о результатах обследования и предполагаемом индивидуальном коррекционном маршруте развития. На основе собранных данных определяется индивидуальная программа работы с ребёнком-инвалидом на год.
Выработаны определённые формы оказания помощи ребёнку-инвалиду и его семье:
- систематические индивидуальные занятия совместно с родителями; 
- консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и  обучения ребёнка раннего возраста, взаимодействия с ребёнком, создания специальных условий развития на дому;
- приглашение семей детей-инвалидов к участию в различных мероприятиях, организованных ДОУ, посещению центра сенсорного развития ДОУ.
В процессе консультационных бесед с родителями специалисты дают рекомендации о том, какие дидактические материалы необходимо подобрать в зависимости от наличия или отсутствия значимой динамики развития ребёнка; о стиле воспитания и конкретных способах взаимодействия с ребёнком в различных ситуациях. 
Такая работа с детьми-инвалидами, закреплёнными за ДОУ, позволяет:
- предоставлять психолого-педагогическую помощь ребёнку-инвалиду и его семье по месту его жительства;
- оказывать комплексную помощь родителям детей с проблемами в развитии в деле воспитания и обучения ребёнка;
- расширять возможности социальной адаптации ребёнка. 
По окончании каждого занятия родителям даются устные рекомендации по проведению дальнейшей работы в домашних условиях.
Осуществляя сопровождение ребёнка-инвалида, специалист должен внимательно отнестись к своему внутреннему состоянию, настроить себя на чуткое отношение ко всем индивидуальным проявлениям ребёнка, на готовность к диалогу с особенным ребёнком.
Родители, которые принимают ребёнка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребёнка, как правило, добиваются больших успехов. 
В заключении можно сказать, что одним из эффективных направлений работы ДОУ, является оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются, в том числе и дети-инвалиды; создание равных возможностей для получения образования детьми и формирование позитивного отношения родителей ребёнка-инвалида к ДОУ и к специалистам, оказывающим помощь.

 

Литература:

1.Анисимова Л.П. Межведомственное сотрудничество и организация деятельности службы ранней помощи // Воспитание и обучение. – 2012. – №6.
2.Антонова З.П. Региональная система ранней помощи в Самарской области // Воспитание и обучение. – 2012. – №6.
3. Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. М., 2008.
4.Паншина О.Н., Коптяева С.В., Жукова О.С. Организация работы клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов // Воспитание и обучение. – 2012. – №8.
5.Фатеева О.А. Как обучать всех по-разному // Воспитание и обучение. -2012. – №7.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации