Работа с бумагой как элемент интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
27 февраля 2013 года, г.Мурманск, МГГУ
Региональный научно-практический семинар
«Инновационный потенциал специального (коррекционного) образования в Мурманской области»
Автор статьи: воспитатель 1 квалификационной категории
Е.Б. Лебедева
Работа с бумагой как элемент интегрированного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Движение рук тесно связано с речью и её развитием».
В.М. Бехтерев
В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовых образовательных учреждениях – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны.
На сегодняшний день во всех регионах Российской Федерации большое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, с трудностями в обучении. Педагоги, руководители образовательных учреждений и специалисты органов управления образования убедились, что оказание коррекционно-педагогической помощи детям нужно начинать задолго до поступления в школу, предотвращая таким образом возникновение у них школьной дезадаптации, а также рост числа классов коррекции и компенсирующего обучения в общеобразовательных школах.
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции».
В таком процессе осуществляется взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у образовательного обучения, тем более успешным будет обучающийся.
Такого рода интегрированное обучение для детей с нарушениями в развитии и детей-инвалидов реализуется на базе МБДОУ д/с №50 г.Североморска. В данном учреждении коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшей жизни и к обучению в школе.
Основной задачей в работе с такими детьми является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального эмоционального, социального, а так же охрана и укрепление его здоровья.
Реализация данных задач осуществляется совместно с педагогическим коллективом и медицинскими работниками, а так же конструктивное партнерство семьи позволяет маленькому ребёнку с определёнными проблемами полноценно жить и развиваться.
Одной из форм психического развития ребёнка является продуктивная деятельность. В частности работа с бумагой тесно связана с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п.
Однако детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании продуктивной деятельности, а эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Поэтому на сегодняшний день, уделяется должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координацию движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Эта взаимосвязь обусловлена близостью расположения в головном мозге зоны проекции кисти руки к речевой зоне. Следовательно, развивая кисть руки и пальчики ребёнка, мы активируем развитие речевой зоны.
На сегодняшний день существует множество техник: квилинг (бумагокручение), коллаж, гроттаж, техника мозаики, обрывная и вырезная аппликация, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», аппликация из салфеток, полос бумаги, комочков бумаги и другие. Что в свою очередь позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Данный вид продуктивной деятельности одновременно решает ряд задач:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления;
- активизирует мыслительные процессы;
- совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
- способствует созданию игровых ситуаций (фигуры животного и т.д.);
- знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Таким образом, используя в работе нетрадиционные техники работы с бумагой, у детей с ОВЗ происходит развитие мелкой моторики, что в свою очередь ведет к развитию речи и мыслительной деятельности детей. Все это уменьшает трудности, которые испытывают дети в овладении навыками чтения, письма, в усвоении грамматических правил, способов решения математических задач, приёмов вычисления и т.д.
Список литературы:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – изд. Скрипторий, 2006.