Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через использование предметно - развивающей среды физкультурного зала ДОУ
11 декабря 2013г., г.Апатиты, МБДОУ № 21
Межмуниципальная заочная конференция
«Детский сад в радость – создание оптимальных условий для физического развития и психического здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
через использование предметно – развивающей среды
физкультурного зала ДОУ
Автор статьи: инструктор по ФК 1 квалификационной категории,
М.И Лаврентьева.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья.
Для успешной реализации оздоровительных задач, решаемых в ДОУ, необходимо соблюдение многих условий, одним из которых является создание предметно-пространственной развивающей среды спортивного зала.
В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки и база (физкультурный зал и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает значительным фактором, позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой.
В спортивный зал, который не только заполнен необходимым оборудованием, позволяющим увлечь ребят двигательной деятельностью, но и привлекает своей яркостью, оформлением, ребятам всегда захочется вернуться. Правильное расположение спортивного инвентаря, позволяет рационально использовать время, отведенное на занятие, его разнообразие позволяет увлечь двигательной деятельностью, а творческий подход педагога, обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям в спортивном зале.
При создании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Полифункциональность
- Трансформируемость
- Интеграции образовательных областей
- Целостности образовательного процесса
Так же необходимо учитывать гендерную специфику.
Построение развивающей среды в спортивном зале с учетом всех принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию двигательных способностей, овладению разными способами двигательной деятельности.
Созданная эстетическая среда, вызывает чувство радости, эмоционально-положительное отношение к двигательной деятельности, желание заниматься в спортивном зале, побуждает к активности, способствует развитию ребенка.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребности в движении физкультурный зал должен быть оснащен всеми видами современного спортивного инвентаря, предметами двигательной активности, дидактическим материалом, т.к. спортивно – оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению, как специфических задач развития двигательной активности, так и задач их гармоничного развития.
Физкультурный зал нашего ДОУ оборудован центрами по принципу самореализации ребёнка в части использования пособий и игр различного уровня подвижности, что способствует развитию двигательных и коммуникативных способностей у воспитанников нашего ДОУ. Поскольку чем шире круг двигательных умений и навыков, чем богаче двигательный опыт, тем лучше и быстрее дети осваивают новые упражнения, тем лучше и быстрее развивается речь и умственные дошкольников.
На физкультурных занятиях двигательная активность сочетается с познавательной деятельностью. Ориентировка в пространстве зала осуществляется на основе знаков и символов, которые сопровождают оборудование, инвентарь и помещения залов. Например, для проведения командного эстафетного бега используются палочки с буквенными и цифровыми символами, сделана разметка пола, которые служат ориентирами для построений и перестроений. Это позволяет формировать у детей представления в пространстве за пределами детского сада.
Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы физкультурного инвентаря:
- для ходьбы и бега;
- равновесия;
- для прыжков;
- для катания, бросания и ловли;
- для ползания и лазания;
- для общеразвивающих упражнений.
Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Таким образом, правильно созданная предметно – развивающая среда физкультурного зала, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, увеличивает эффективность занятий, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач моей работы в деле сохранения и укрепления воспитанников ДОУ.