Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ для детей компенсирующего обучения
29-30 ноября 2012 года, г.Мурманск, МГГУ
Межрегиональная научно-практическая конференция
с международным участием
«Человек в изменяющемся мире: физическая культура и здоровье, окружающая среда и безопасность»
Автор статьи: инструктор по ФК 1квалификационной категории
Л.П.Романчина
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ
для детей компенсирующего обучения
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могли стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Поэтому в образовательных учреждения стали открывать специализированные группы, различные центры и т.д.
Такого рода инклюзивное образование для детей с нарушениями в развитии и детей-инвалидов осуществляетсяна базе МБДОУ д/с №50 г.Североморска. В данном учреждении коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшей жизни и к обучению в школе.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе ДОУ имеют два основных направления оздоровительно-развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре;
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Основной задачей в работе с такими детьми является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального и очень главным аспектом является обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
Реализация данных задач осуществляется совместно с воспитателями, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, медицинскими работниками, инструктором по физической культуре, психологом, а так же конструктивное партнерство семьи позволяет маленькому ребёнку с определёнными проблемами полноценно жить и развиваться.
Данный процесс включает в себя 7 разделов:
1.Необходимым воспитательным разделом, с которого начинается воспитательно-оздоровительная работа, является «Диагностика», т.е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.), которые помогут глубоко узнать ребенка «во всех отношениях», определить исходные показатели физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья и т.д.
2.Организация рациональной двигательной активности детей:
- физкультурные занятия (спортивный зал оборудован современным покрытием, аппарат: очиститель-увлажнитель воздуха, а так же имеется необходимый спортивный инвентарь: различные мячи, фитболы, гимнастические скамейки, лестницы, системы для прыжков, лазания, диск-здоровья, балансиры, массажеры для ног, рук и т.д.);
-прогулки на свежем воздухе (пешие прогулки на длительные расстояния);
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
-бодрящая гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- сенсорная комната;
- уголки здоровья (групповая комната);
- система: зеркальный треугольник «познай себя сам».
- физкультурные досуги, спортивные праздники;
- оздоровительные процедуры в водной среде;
- музыкальные занятия.
3.Реализация системы эффективного закаливания в оздоровительном центре «Капелька» осуществляется по авторской программе «Закаливание детей дошкольного возраста «Капитошка»» Романчиной Л.П..
Основным методом закаливания детей является контрастная методика, которая в свою очередь предусматривает соблюдение конкретных принципов:
-комплексность использования природных факторов;
-постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств;
-непрерывность проведения закаливающих процедур;
-направленность закаливающих средств на разные участки тела при чередовании их как по силе воздействия, так и по интенсивности;
-проведение закаливания и в состоянии покоя, и в сочетании с движениями, физическими упражнениями;
-осуществление закаливающих процедур на фоне теплового комфорта организма (состояние теплового комфорта достигается сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды, уровня двигательной активности детей);
-наблюдение за реакцией организма ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности;
-создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам.
Выше перечисленные условия общих оздоровительных и профилактических закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении осуществляется по некоторым разделам:
- местные ванночки для рук и ног(полоса препятствий состоящая из контейнеров с водой различной температуры, массажных ковриков, и полусфер и другого инвентаря для профилактики пласкостопия);
- контрастное обливание (душ, распылители воды, ковшики,махровые варежки);
- массаж биологически активных точек организма (массажные шарики, валики, суд-жок, массажные системы);
- гидромассажные ванны;
- спелиотерапия (солевые лампы);
- аромотерапия;
- фитотерапия;
- дыхательная гимнастика;
4.Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
5.Обеспечение полноценного питания.
6.Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
7.Формирование знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье:
-беседы о ЗОЖ;
-развлечения и досуги (групповые, с родителями).
Каждый из перечисленных разделов имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую активность каждого ребёнка во время пребывания в детском саду.
Основная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит педагогу. Ведь именно от профессионализма, грамотности, уровня знаний и умений, а также личностных качеств педагога напрямую зависит результат его взаимодействия с ребёнком. Заинтересованность в получении положительных результатов своей деятельности и владение практическими навыками оздоровительных технологий – также являются необходимыми условиями результативности внедрения новых здоровьеформирующих подходов к построению общего образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В заключении можно сказать, что здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании применительно к «другому» ребенку –это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, а так же воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
На сегодняшний день перед педагогическим коллективом встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Их пугает диагноз «Задержка психического развития». Они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием. К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с ЗПР довольно много родителей с пониженной социальной ответственностью. Поэтому одной из важнейших задач социально-педагогического раздела является задача привлечения родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
Литература:
1. Борякова Н.Ю.,Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития, М., 2003.
2.Береснёва З.И., Казаковцева Г.Н. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2004г.
3.Екжанова Е.А., Стребелеав Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.
4. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. – 2007-№1.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога, М.,2006.