Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ
27 февраля 2013 года, г.Мурманск, МГГУ
Региональный научно-практический семинар
«Инновационный потенциал специального (коррекционного) образования в Мурманской области»
Автор статьи: воспитатель В.В. Басистая
Влияние песочной терапии на эмоциональную сферу и познавательное развитие детей с ОВЗ
«Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду,
то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала «ПЕСОК!».
Трифонова Е.В. кандидат психол. наук.
Нарушения психофизического развития, свойственные многим детям с ограниченными возможностями здоровья, приводят к возникновению ряда других отклонений вторичного характера. К таковым относятся и затруднения в формировании навыков социальной коммуникации, недостаточный запас знаний и представлений об окружающем. У таких детей пониженная познавательная и речевая активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), а так же нарушения различных сторон речи.
На сегодняшний день в России активно развивается практика инклюзивного образования, целью которого является оптимизация процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ОВЗ свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие жизненные ситуации.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Такого рода обучение детей с нарушениями в развитии и детей-инвалидов осуществляется на базе МБДОУ д/с №50 г.Североморска. На сегодняшний день опыт реализации инклюзивной практики в нашем дошкольном учреждении, нарабатывается в различных вариантах и находится на разных стадиях развития.
Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство эффективно используются песочная терапия. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Занятия песочной терапией направлены на развитие и коррекцию эмоционально – волевых процессов у детей. Игры на песке дают уникальную возможность взрослым реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и понять его.
Песочная терапия является эффективным методом помощи ребенку. Во время занятий, например «Улыбнулось солнышко», «Дождик» происходит гармонизация внутреннего эмоционального состояния, свойственная, при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности, агрессивности.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В этом ему помогают упражнения такие как «В гости к другу», «Что случилось», «В гостях у песочной феи».
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, а познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира («Путешествие по пустыне», «Волшебный песок»), развивают творчество и фантазию (рисунки на песке), что очень важно для детей с ОВЗ. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Игры с песком осуществляются в специальной конструкции (разработанной компанией Dusyma),которая в свою очередь:
- снимает мышечную напряжённость;
- развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- графо-моторные навыки;
- осуществляет ориентировку в пространстве;
- помогает ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивает активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяет ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевает комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивает творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствует расширению словарного запаса;
- помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
- способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Как показала практика нашего детского сада использование песочной терапии дает положительные результаты – у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для «особых» детей с разными стартовыми возможностями.
Литература:
1. Поликарпова И.В., Приходько Н.И. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей – сирот с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М.-2011(№7).
2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб., 2011.
3.М.Зейц. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. М., 2010.
4.Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб., 2002.
5.МешавкинаТ.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Екатеринбург, 2003.