Взаимодействие ДОУ и семьи по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» в рамках работы родительского клуба
10.04.2012г., г.Мурманск, МОИМПКРО
Семинар
«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения Федеральных государственных требований»
Взаимодействие ДОУ и семьи по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» в рамках работы родительского клуба
Автор доклада: инструктора по физической культуре,
Лаврентьева М. И.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л.Зверева, В.П.Дуброва и др.). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Наш детский сад – новостройка. Большая часть сотрудников сада – молодые, малоопытные педагоги, но хорошо понимающие, что залог успеха воспитательно – образовательного процесса – построение партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации педагогом достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. В такой позитивной роли педагог принимается как равноправный партнер в воспитании. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
При разработке содержания работы родительского клуба мы опирались на следующие принципы:
- добровольность
- компетентность
- современность
- единство системности и последовательности
- преемственность и индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
В начале учебного года нами было проведено анкетирование, которое помогло нам определиться с главной целью работы с родителями по созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад – семья» – всестороннее психолого-педагогическое, санитарно-гигиеническое и культурологическое просвещение родителей детей, посещающих ДОУ. При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемые и эффективные формы работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.
Но анкетирование мне, как инструктору по физкультуре, помогло выявить и такую проблему, как незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. При дальнейшем изучении данной проблемы стало ясно, что это происходит из-за:
- неосведомленности родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
- недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми;
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Поэтому была поставлена следующая цель:
повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни через такую форму взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания дошкольников как родительский клуб.
Исходя из цели, были определены и задачи моей работы как инструктора по физической культуре:
- Дать родителям представление о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Заинтересовать родителей идеей вести здоровый образ жизни в семье.
Было разработано Положение о работе родительского клуба «Аистёнок», в котором указаны цели и задачи, нормативно-правовые и методические документы, формы психолого-педагогической работы родительского клуба «Аистёнок», разработан перспективный план работы клуба. Функционирование Клуба осуществляют специалисты МБДОУ: заместители заведующего, педагог-психолог, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели учреждения. Специалисты Клуба ведут планирование и учет его деятельности с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников МБДОУ д/с № 50, а также в соответствии с современными методическими требованиями.
Формы психолого-педагогической работы родительского клуба «Аистёнок»
Вариативные:
- подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами;
- инд. работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений;
- совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения, досуговые и спортивные мероприятия.
Инвариантные:
- групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, викторины, тренинги, консультации.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества.
Долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем, а родительский клуб – одна из наиболее приемлемых форм работы ДОУ, помогающая решить эту сложную задачу.
Приложение 1
Перспективный план работы
родительского клуба «Аистёнок»
Месяц |
Мероприятия |
Ответственные |
Январь |
- Знакомство с Положением о работе родительского клуба «Аистёнок» |
Зам. зав. |
Февраль |
Консультация «Синдром дефицита внимания. Гипперактивность». |
Зам. зав. Мудрик О.В. |
Март |
Семинар с элементами тренинга «Как стать хорошими родителями?» |
Зам. зав. Мудрик О.В., |
Апрель |
Семинар «Детские провокации, или как устанавливать запреты». |
Зам. зав. Мудрик О.В. |
Май |
Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики». |
Зам. зав. по УВР Мудрик О.В. |
Приложение 2
Анкета
Уважаемые родители, просим вас ответить на наши вопросы:
- Вспомните пожалуйста, в какие подвижные и спортивные игры вы играли в детстве, помните ли вы их правила? _______________________________________________________________
- В какие подвижные и спортивные игры любит играть ваш ребенок? Часто ли он нарушает правила? _______________________________________________________________
- Смотрите ли вы с ним передачи о спорте?Какие?
_______________________________________________________________
- Как часто вы посещаете с ребенком спортивную площадку, спортивный зал? ____________________________________________________________________
- Помогаете ли вы своему ребенку осознавать даже самые небольшие спортивные достижения? Каким образом?
_______________________________________________________________
- Как часто вы проветриваете комнату своего ребенка?
_______________________________________________________________
- Есть ли в вашей семье домашний «стадион» или спортивный уголок?
_______________________________________________________________
- Ходите ли вы в походы со своим ребенком, семьей? Как часто?
________________________________________________________________
- Ваше мнение: закаливание — необходимость для укрепления организма или оно не обязательно?
________________________________________________________________
- Обращаете ли внимание на осанку вашего ребенка? Умеете ли определить ее правильное положение?
________________________________________________________________
- По каким параметрам вы подбирали спортивную форму для вашего ребенка: удобная, практичная, красивая?
________________________________________________________________
- Поощряете ли вы ребенка за его успехи и как?
________________________________________________________________
Приложение 3
Консультация для родителей
Уважаемые родители!
«Каким же должно быть питание для маленького спортсмена?» -
один из самых часто задаваемых вопросов. Давай – те попробуем ответить на него вместе. Бесспорной истиной является тот факт, что питание детей и подростков должно быть полноценным и сбалансированным, т.е. содержать необходимое количество витаминов, минералов и белков. Особенно это касается тех детей, которые регулярно занимаются спортом.
Чтобы добиться хороших результатов в спорте, и в то же время не навредить здоровью юных спортсменов, необходимо следить за режимом и составом питания ребенка. Кроме этого, следует научить детей соблюдать необходимый баланс жидкости в организме: выпивать 1,5–2 стакана воды за час или полтора до тренировки, и после тренировки необходимо выпить 2 стакана воды на каждые 0,5 кг потерянного веса.
Для юных спортсменов существуют специальные пищевые добавки и витамины, созданные с учетом возрастных физиологических особенностей детей, поскольку тренировки требуют затраты сил и энергии. Прежде чем их применять, необходимо проконсультироваться с врачом – педиатром.
Зачастую тренировки проходят далеко от дома, и ребенку приходится перекусывать где – то в дороге. Позаботьтесь о том, чтобы вашему чаду не пришлось покупать пирожок с сомнительной начинкой, приготовьте ему нежирный бутерброд, йогурт или бутылочку кефира, какой – нибудь фрукт или коробочку с соком.
И тогда ваш ребёнок будет радовать вас своими победами!
Инструктор по физической культуре МБДОУ д\с № 50
Лаврентьева М.И.
Уважаемые родители!
Какой вид спорта подходит моему ребёнку? –
спрашиваете вы.
И важно ли учитывать природные наклонности, так называемый темперамент, при выборе спортивной секции для ребёнка?
Для растущего организма спортивные занятия (в разумных пределах!) полезны, особенно если вид спорта подобран с учетом физических и психических особенностей юного спортсмена, в частности, типа его темперамента. С точки зрения науки, темперамент — это врожденное сочетание определенных эмоциональных реакций, состояние нервной системы, психики человека, его способность реагировать на те или иные события.
В детском возрасте темперамент только складывается, и у ребёнка не всегда ясно можно заметить черты, которые ярко выражены у взрослого. Определить тип темперамента малыша можно по особенностям его поведения, мимики, по скорости реакции и общему уровню активности. Не принято говорить о каких либо слабых или сильных сторонах темперамента. Нет "хороших" или "плохих" типов темперамента, но у каждого есть свои особенности. И наша с вами задача — не пытаться переделать темперамент, а развивать положительные качества характера ребёнка, смягчая недостатки, которые начали проявляться в его поведении.
Итак, Ваш малыш – активный сангвиник:
Движения и мимика малыша — живые, разнообразные, он эмоционален и впечатлителен. Быстро принимает условия игры, включается в ситуацию и так же быстро "выключается". По его лицу легко определить настроение, отношение к миру. Обладает высокой работоспособностью, может быстро сосредоточиться, играючи овладевает новыми навыками. Темп речи обычно высокий. Ребенок общительный, у него много друзей, он может придумать игру для всех, легко привыкает к новым условиям и требованиям, поэтому, как правило, с удовольствием посещает детский сад.
Совет родителям. Эмоциональные переживания малыша-сангвиника зачастую поверхностны, и он иногда бывает малочувствителен к эмоциям других. Высокая подвижность мешает ему сосредоточиться на конкретном деле, он часто торопится, бывает несобранным. С этим недостатком помогут справиться планирование и постановка конкретных целей, разделение большой задачи на несколько малых, при решении которых требуются усидчивость и сосредоточенность. Если нет новых занятий, ребенку быстро становится скучно.
Похвала и активное включение в игру — ключ к успеху маленького сангвиника!
Интерес к спорту. Вид спорта дети-сангвиники могут освоить любой. Но выбор ребенка обычно остается за такими спортивными занятиями, в которых он может ярко проявить свою индивидуальность, личностные качества. Хороши для сангвиника бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и другие виды борьбы, шахматы, командные игры: футбол, хоккей.
Энергичный холерик:
Как и сангвиник, этот активный ребенок, действует энергично. Движения его резкие и стремительные. Эмоции и переживания — сильные, ярко выраженные, импульсивные. Часто бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Настроение меняется часто! Любит общение, но возможны конфликты со сверстниками. Устойчивость интересов и стремлений — высокая, он с упорством добивается поставленной цели, иногда даже бывает сложно переключить его внимание с одного вида деятельности на другой.
Совет родителям. Учитывайте эмоциональную неуравновешенность и вспыльчивость малыша. Он способен потерять контроль над собой, если его обидеть. В общении с ним недопустимы резкость, несдержанность: они, скорее всего, вызовут негативную ответную реакцию. Каждый его поступок лучше оценивать сразу, и помните, что для ребенка очень важна справедливость оценки. Развивайте его творческие способности, хвалите за самостоятельный поиск решений.
Интерес к спорту. Холерик часто бывает азартным болельщиком, любит соревнования, ему нравятся подвижные и командные виды спорта. Участвуя в соревнованиях, он будет одним из самых активных, захочет стать капитаном команды или лидером, но, в то же время, часто может не считаться с другими игроками (возможны проявления злости и зависти). Ему важно быть лучшим из лучших! У холериков есть склонность и к достаточно агрессивным видам спорта, дающим естественный выплеск накопившейся энергии: боксу, борьбе и пр. Такие спортивные занятия особенно полезны для них, так как дают психологическую разрядку негативным эмоциям, причем в социально приемлемых формах. Так же хорошо снимают эмоциональное напряжение занятия плаванием.
Упорный флегматик:
Общий уровень активности малыша понижен, он трудно переключается с одной деятельности на другую, медлителен во всем: в движениях, мимике, речи. У него ровные, глубокие и устойчивые чувства и настроения. Флегматики — упорные труженики.
Совет родителям. Учите ребенка свободно выражать эмоции, покажите, как это делать, разговаривайте с ним о чувствах. Будьте внимательны,выслушивайте его. Обязательно подчеркивайте, что есть разные способы решения одной и той же задачи. Важно не торопить его во время выполнения задания, нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую.
Интерес к спорту. Ребенку-флегматику близки интеллектуальные виды спорта, где надо тщательно продумать каждый ход, рассчитать точность удара, построить многоходовой алгоритм. Флегматик способен проявлять упрямство и надорваться, не сумев вовремя остановиться. Это может привести к тому, что он оставит спорт. Флегматику можно рекомендовать бег на длинные дистанции, биатлон, лыжи, конькобежный спорт, поднятие штанги, шахматы, шашки, бильярд.
Мыслитель – меланхолик:
Малыш малоактивен: мимика и движения невыразительны, голос тихий. Чувства его — устойчивые и глубокие, но выражены слабее, чем у других детей. Чрезмерно обидчив: незначительный повод может вызвать слезы. Не уверен в себе, робок, избегает трудностей. Любит быть один. Неэнергичен, быстро устает. Легко отвлекается, реакция замедленная, темп психических процессов — медленный.
Совет родителям. Следует учитывать природную ранимость крохи. При постоянном давлении из него может вырасти человек с заниженной самооценкой, вечный неудачник, замкнутый, отчужденный. По отношению к малышу-меланхолику недопустима резкость. Общаясь с ним, взрослым не стоит повышать голос или иронизировать — он может замкнуться в себе. Ему необходимы постоянное поощрение и поддержка всех начинаний, похвала, особенно когда он проявляет решительность и волю.
Интерес к спорту. Меланхолики с интересом наблюдают за ходом крупных соревнований, но сами активным спортом занимаются редко. Из них получаются отличные яхтсмены — им хорошо наедине с морем. У меланхоликов есть трезвый расчет и точность — они способны заниматься такими видами спорта, как спортивная стрельба, прыжки в высоту, метание диска или копья. Возможны успехи в спортивных танцах и фигурном катании. Танец для них — возможность научиться свободно выражать чувства. Они хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Меланхолики могут начать занятия, но быстро потерять к ним интерес — в основном из-за низкой активности и повышенной утомляемости.
Абсолютно противопоказаны для детей этого типа темперамента виды спорта, где важна высокая скорость реакции: теннис, футбол, фехтование и пр.
Спорт, как хороший воспитатель, должен развивать заложенные природой данные, а не ломать.
Не нужно ставить цель - воспитать олимпийского чемпиона, просто порадуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям, похвалите его и тогда занятия доставят и вам и малышу огромное удовольствие.
Лучше всего начинать занятия ещё дома, и тогда у ребенка уже будут определенные представления о безопасности, да и общее физическое состояние позволит без труда заниматься каким-либо видом спорта, не вызывая у ребенка неприятных ощущений от непосильной нагрузки.
Консультацию подготовила инструктор по ФК МБДОУ д\с № 50
г. Североморск Лаврентьева М.И.
Приложение 5
Формы работы инструктора по ФК МБДОУ д\с № 50 Лаврентьевой М.И. с семьей:
Цель – пополнить специальными педагогическими знаниями родителей по приобщению детей старшего дощкольного возраста к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.
Информационный блок |
|
Консультационный блок |
|
Блок включения родителей в |
|
|
|
|
|