ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Полезные игры для развития дошкольников
Занятия для развития мышления, внимания, памяти, моторики ориентированы на детей от 3 до 7 лет. Хорошо играть с ребёнком, уделяя этому специальное время, но также многие задания можно предложить во время домашних дел, на прогулке или в процессе ожидания (в очереди, в автобусе …). Используйте естественный познавательный интерес ребёнка для развития его психики.
Для того, чтобы помочь ребенку следует:
- предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
- начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
- сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
– оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;
– привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;
– помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;
– старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;
– включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;
– составлять план занятий примерно на 2-3 недели с помощью педагога.
В процессе общения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо, прежде всего, научить выполнять требования взрослых.
Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания. Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:
- Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта («Посмотри на меня», «Посмотри в мои глазки»).
- Концентрация внимания на предмете или звуке («Послушай, что это?», «Где у нас …? Вот он»).
- Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком (так называемое «совместное внимание»). («Давай вместе посмотрим, что здесь … нарисовано») Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.
Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Предлагаем примерные игры и упражнения для дошкольников, которые можно использовать в домашних условиях. Они просты и понятны детям уже с самого младшего возраста, но выполняя их, можно развивать многие психические процессы.
Можно и нужно, взяв предложенные игры за основу, придумывать вместе с ребёнком что-то своё, используя самые неожиданные материалы и ситуации.
I. Развитие памяти и внимания
1. На столе выставлены игрушки (две, три, четыре, пять… — количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку (потом можно убирать 2-3). Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.
2. На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет одну, потом 2-3 игрушки. Ребенок должен угадать, что добавилось.
3. Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.
4. Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы (одежда или мебель, фрукты, овощи и т.д.). Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел.
5. Взрослый называет 2 (3-4) слова, а ребенок среди картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.
6. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3, 4, 5. Например: стол, стул; стол, стул, диван; стол, стул, диван, шкаф (к 6-7 годам называть до 10 слов).
7. Показать ребенку сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок должен вспомнить и назвать как можно больше предметов.
8. Предложить ребенку карточку с нарисованными геометрическими фигурами. Он должен зачеркнуть все кружки или все квадраты и т.д.
9. По просьбе взрослого ребенок рисует три домика: маленький, средний и большой. Затем на другом листке бумаги он должен нарисовать домики в обратной последовательности.
10. Показать ребенку рисунки, а он должен догадаться, что забыл нарисовать художник (у куклы — ногу, у белки — хвост, у собаки — ухо и т.д.)
11. Взрослый выкладывает из счетных палочек или спичек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
II. Развитие мышления
1. На столе разложены картинки, относящиеся к разным темам: одежда, мебель, фрукты, игрушки… Ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, надеваем и т.д.
2. Выложить ряд картинок, в котором 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна — лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.
3. Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: шапка, платье, кофта, шуба; медведь, волк, лиса, кошка.
4. Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2-3, потом больше частей.
5. Для складывания предлагается разрезанная двухсторонняя картинка (на одной стороне — кошка, на другой — собака; корова — лошадь; утка — курица).
6. Показать первую часть из разрезанной картинки и предложить отгадать весь предмет (разрезать на 2-4 части).
Для развития мышления, стимулирования и поддержания интереса к окружающему миру и совместной деятельности значительную помощь оказывают загадки, ребусы, картинки и рассказы-нелепицы (где коты летят по небу, перевёрнутые вазы не стоят на столе, а свисают с потолка).
Игра «Кто, что любит?»
Цель: развитие мыслительных процессов анализа и синтеза.
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Игра «Назови одним словом»
Цель: развитие мыслительного процесса обобщения.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные лимон, яблоко, банан, слива – фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Пример: Транспорт – ... птицы – ...
Игра «Классификация»
Цель: развитие мыслительного процесса классификации.
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Игра «Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Игра «Черный ящик»
Цель: развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения.
Детям показывают «черный ящик» или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать – что там?
Пример: – Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.
Игра «Хлоп-хлоп».
Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.
Детям называют различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, игра повторяется с начала.
Игра «Птица – не птица»
Цель: развитие внимания и уточнение знаний о птицах.
Взрослый читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: «А муха – это кто?»
Игра «Кто это?»
Цель: уточнение знаний о названиях профессий.
1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
Необходимо помнить о том, что только терпеливое отношение взрослых к проблемам детей, системный подход к организации коррекционно-развивающего процесса не только в детском саду, но и дома даст положительные результаты. Дети смогут социализироваться и адаптироваться в дальнейшей жизни.
III. Развитие знаний о форме, цвете
1. Положить шарики или кубики разного цвета. Ребенок должен отобрать предметы заданного цвета.
2. Среди шариков одного цвета найти большой, средний, маленький.
3. Среди шариков и кубиков разного цвета и величины найти заданный (большой синий кубик, маленький зеленый шарик).
4. На картинке нарисованы две бабочки: одна с раскрашенным левым крылышком, вторая — совсем нераскрашенная. Надо определить различие, а затем сделать бабочек одинаковыми.
5. На картинке — яблоня с плодами желтого и зеленого цветов. На траве — контуры нераскрашенных яблок. Раскрась их в желтый и зеленый цвета. Определить, каких яблок больше: желтых или зеленых.
6. В окружающем пространстве найти предметы квадратной формы (круглой, овальной, прямоугольной, треугольной).
7. То же задание, усложнённое. Что бывает квадратной формы (круглой, овальной, прямоугольной, треугольной)? (ребёнок может не видеть предмет в данное время, но назвать по памяти, исходя из личного опыта и знаний).
IV. Развитие моторной деятельности (тела в целом, движение рук и пальцев )
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики рук. Это проявляется в виде плохой координации движений, недостаточной ловкости.
Развитие общей моторики
1. Ходить по прямой, по кругу под заданный ритм.
2. Стоять попеременно то на правой, то на левой ноге.
3. Подпрыгивать на двух ногах, затем попеременно на одной ноге.
4. Приседать и вставать под счет.
5. Ловить мяч сначала двумя руками, затем попеременно одной рукой.
6. Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).
7. Перебрасывать мяч с одной руки на другую.
Развитие мелкой моторики рук
1. Застегивать и расстегивать пуговицы (сначала большие, потом мелкие).
2. Используя ленты, шнурки, научить ребенка завязывать и развязывать бант, узел.
3. Научить ребенка сжимать и разжимать кулаки.
4. Научить делать руками кольца из большого и остальных пальцев одновременно.
5. Делать движения «ладонь» — «кулак» несколько раз подряд.
6. Собирать с ребенком пирамидки, матрешки.
7. Катать карандаш между ладонями.
8. Вращать карандаш большим и указательным пальцем.
9. Играть с мозаикой и пазлами.
10. Работать с книжками-раскрасками, рисовать.
11. Лепить из глины, теста, пластилина.
12. Нанизывать бусинки, пуговицы на нитку.
13. Сделать гороховый бассейн. В коробку из-под обуви насыпать горох и фасоль. На дно положить несколько мелких игрушек. Ребенок ищет эти игрушки, «купая руки в бассейне».
14. Раскладывать перемешанные горох и фасоль на две коробки.
15. Пальчиковая гимнастика.
16. Ежедневный массаж кистей рук, включая каждый палец.
V. Развитие воображения
1.Что на что похоже? Пусть ребёнок представит и назовёт на что похожи облака, тень, капля, любая абстрактная форма, предмет.
2. Что рисовал художник? Начните рисовать (линия, завиток), а ребёнок пусть подхватит и назовёт то, что получилось. Приветствуются и фантазийные слова.
Для поддержания интереса ребёнка к совместной деятельности и играм в частности полезно иногда меняться с ним ролями – пусть он будет ведущим в играх, выберет и предложит Вам игру из ранее озвученного Вами списка возможных развлечений. Если ребёнок затрудняется с ответом, нуждается в помощи – обязательно окажите её. Вместе с тем продолжайте мягко стимулировать, побуждать его к самостоятельному поиску правильных ответов.