Кто такой детский психолог?
Уважаемые родители!
Всем хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель детского сада. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? Чем детский психолог отличается от других специалистов? Когда нужно к нему обращаться? Эти и многие другие вопросы часто волнуют родителей.
Попробуем ответить на некоторые из них
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не имеет права ставить диагноз, выписывать рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами.
Детский психолог – это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но и также в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Главной целью педагога-психолога является сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Он помогает ребенку поверить в свои силы, быть успешным в деятельности, увидеть свой потенциал.
Детский психолог не просто изучает состояние ребенка в определенный момент времени, выявляет уровень развития, но и помогает родителям увидеть, что происходит с их ребенком, помогает найти пути решения имеющейся проблемы.
Основные направления работы педагога-психолога ДОУ:
- Индивидуальная и групповая психологическая диагностика.
- Психологическая коррекция детских личностных нарушений.
- Консультирование родителей, педагогов по вопросам воспитания и развития детей.
- Профилактическая работа (предупреждение нарушений в развитии детей, создание психологического комфорта в ДОУ).
- Просветительская работа.
- Экспертная работа ( осуществляется в рамках деятельности ТПМПк).
С какими проблемами работает детский психолог?
Перечислим некоторые из них:
- социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей и т.д.;
- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
- Страхи и тревожность ребенка;
- Трудности в обучении, неуспешность.
- Проблемы адаптации;
- Проблемы общения со сверстниками;
- Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов и т.д.;
- Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
- Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
- Задержка психического развития.
- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.