Загадки на сообразительность и развитие воображения
Уважаемые родители, загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.
В современном детском саду загадки используются как увлекательное средство в обучении детей и организации их отдыха. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка – это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать.
Задача взрослого состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Разгадывание загадок – это сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшего дошкольного возраста – лет с 3 – 4. Можно использовать загадки-описания. С таких «загадок» удобно начинать, когда у ребёнка уже сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец – зеленый).
Загадки – описания (начальный этап).
Цветы: ромашка – у нее много белых лепестков;
одуванчик – у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка – шкурка коричневая, а внутри белая;
морковь – она вытянутая, оранжевая;
огурец – вытянутый, зеленый,
помидор – круглый, красный, висит.
Деревья: береза – у нее белый ствол,
сосна – у нее есть зеленые длинные иголочки.
Фрукты: яблоко – округлое, бывает красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое;
банан – вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка – у нее красивые крылышки, она порхает;
жук – он летает и жужжит.
Птицы: ворона – большая, черная, каркает;
воробей – маленький, чирикает;
петух – большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает;
собака – лает, дом охраняет;
заяц – летом серый, зимой белый, у него длинные;
лиса – шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая;
медведь – большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч – круглый, упругий, скачет,
кукла – она похожа па девочку.
Одежда: шуба – её носят только зимой:
шорты – носим летом.
Транспорт: грузовик – у него есть кузов;
легковой автомобиль – он перевозит немного людей.
Посуда: чашка – в нее наливают чай, у нее есть ручка,
кастрюля – в ней варят суп.
Мебель: стол – на нём стоит посуда, за ним едят, рисуют, пишут, лепят;
стул – на нем сидят, у него есть ножки;
кровать – на ней спят.
Части тела: руки – они помогают нам кушать, лепить, одеваться;
ноги – они помогают нам ходить, бегать, прыгать;
пальцы – они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.
К 5 – 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что следующий этап в работе с детьми (после освоения начального) – использование загадки, в простой стихотворной форме, требующие договаривания последнего слова – отгадки.
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать сложных описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, но ещё не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне.
Обязательно следует учитывать индивидуальные особенности развития детей. Постепенное усложнение содержания загадок позволяет со временем активизировать развитие мышления. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания – осуществлять действия, очень нужные при дальнейшем обучении в школе.
педагог-психолог сада
Лехкун Наталья Анатольевна