Игра на восприятие величины. Изучаем понятия "большой-маленький"
Занятие 1
Вам понадобятся: большие и маленькие парные игрушки. Например, большой мишка и маленький мишка, большая собачка и маленькая собачка и т.д. Всего нужно набрать не меньше трёх-четырёх пар. Можно и больше – четыре-пять. Большие платки (полотенца или салфетки), которых должно быть столько, сколько игрушек.
Предварительная подготовка: каждую игрушку накройте платком. Начните упражнение с разминки. Побольше эмоций и восторга!
Я очень маленький ещё.
Вот такой! (Покажите рукой низко от пола.)
Но скоро стану я большой:
Вот такой! (Покажите рукой как можно выше.)
Буду я как папа,
Ростом выше шкафа! (Возьмите ребёнка на руки и поднимите вверх.)
Большие и маленькие игрушки спрятаны под платками. Поднимите один платок и скажите: "О, какой большой крокодил!" Затем поднимите другой платок и скажите: "А это маленький крокодил". Положите крокодилов рядом и, показывая на них, повторите: "Это большой крокодил, а это маленький." То же самое проделайте с другими парами. Когда все зверюшки будут разложены (большой рядом с маленьким), возьмите большую собаку и скажите: " Я большой, поэтому ко мне пришла большая собака, а ты маленький, вот тебе маленькая собака". Проделайте то же самое с остальными игрушками. Таким образом, все большие игрушки должны оказаться у вас, а маленькие – у ребенка.
Занятие 2
Вам понадобятся: парные игрушки, большие и маленькие тарелки, печенье или игрушечные конфеты – большие и маленькие, сделанные из пыстых фантиков, в общем, всё что угодно, лишь бы эти штучки подходили для того, чтобы покормить игрушечных эверей.
Начните с разминки:
Вышли все зверятки (Руки, согнутые в локтях, держите на уровне груди.)
Утром на зарядку. (Разведите руки в стороны.)
Наклонялись, приседали, (Сделайте наклоны и приседания.)
Раз-два, раз-два,
По тропинке пробежали (Бегите на месте.)
Туда – сюда.
Даже запыхались
Загрустили наши звери.
Видно, кушать захотели.
Вы скорее к ним бегите,
Повкуснее накормите.
Возьмите в руки большого мишку и скажите, от его имени обращаясь к ребёнку: "Ах, как я хочу есть! Дай мне, пожалуйста, большую тарелку". Если ребёнок даёт маленькую тарелку, мишка отказывается: "Нет, из этой я не наемся. Видишь, какой я большой? А тарелка маленькая". Получив желанную большую тарелку, мишка просит положить на неё большую конфету. Когда ребёнок даёт конфету, мишка очень радуется: "Какая большая конфета! Как раз для меня, большого мишки!" Тут же подбегает маленький мишка и говорит: "А как же я? Я тоже люблю сладкое. Дай мне тарелку, только маленькую, а на неё положи конфетку – маленькую-премаленькую". Мишка строго следит, чтобы и тарелка и конфета соответствовали его размеру, отказывается от больших, радуется маленьким и благодарит за них. Таким образом, все большие игрушки должны быть накормлены из больших тарелок большими конфетами, а маленькие игрушки из маленьких тарелок маленькими конфетами.
В награду за труды можно дать конфетку и вашему малышу. Только уже настоящую!
Занятие 3
Вам понадобятся: две коробки, поставленные набок, большая (чтобы в неё поместился ребёнок) и маленькая, любая мягкая игрушка.
Разминка:
Сперва я буду маленьким,
К коленочкам прижмусь, (Притяните ребёнка на корточки.)
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь (Поднимите руки ребёнка вверх.)
Положите на пол большую коробку и скажите: "Посмотри, какой у меня домик. Он большой, ты можешь в нём спрятаться ". Покажите, как можно спрятаться в коробке. "А это маленький домик", – покажите на маленькую коробку. "В нём будет прятаться собачка", – спрячьте в коробку мягкую игрушку.
"Теперь давай поиграем. Ты прячься, а мы с собачкой будем тебя искать". Отвернитесь и начните считать: "Раз, два, три, кто не спрятался, беги!". Когда ребёнок спрячется, поищите его сначала в маленькой коробке: "Где же Ваня? Нет, этот домик слишком маленький, Вани здесь нет. Поищу-ка я в большом домике. А, так вот же Ваня! Он здесь!" Подобным образом можно искать ребёнка, искать мягкую игрушку, искать обоих сразу, главное – постоянно подчёркивать, что ребёнок может спрятаться только в большой коробке, в маленькую он просто не поместится, а вот собачка может укрыться и в маленькой коробке, и в большой.
Занятие 4
Вам понадобятся: коробка, в крышке которой прорезаны два круглых отверстия, большое и маленькое, большие и маленькие шарики. Вместо больших шариков можно использовать теннисные или каучуковые мячики, вместо маленьких – крупные бусины. Отверстия нужно прорезать таким образом, чтобы большой шарик можно было протолкнуть только в большое отверстие. Лучше всего использовать пластиковые коробки из-под мороженого: тонкие крышки легко режутся ножницами и в то же время их трудно порвать маленьким, но сильными ручками.
Предварительная подготовка: положите все мячики в коробку, закройте крышку и поставьте на пол.
Разминка:
Жили мячики в коробке
С крышкой плотной, словно пробка. (Поставьте перед ребёнком коробку с мячами.)
Крышку мы откинули, (Откройте крышку.)
Коробку опрокинули. (Переверните коробку.)
Поскакали мячи,
Словно в цирке циркачи. (Вместе с ребёнком бегите за катающимися мячиками.)
Вместе с ребёнком соберите раскатившиеся шарики. Покажите ребёнку, что маленький шарик можно спрятать в ладошке, а большой нельзя. Потом скажите, что шарики хотят домой и просят посадить их обратно в коробку. Но большой шарик может зайти только через большую дверку, а маленький и через большую, и через маленькую. Ребёнок должен сам методом проб и ошибок протолкнуть все мячики через отверстия в крышке коробки.