О прогулке в нашем Аистенке
Уважаемые родители,
позвольте разъяснить мою личную позицию и позицию администрации, медицинского и педагогического персонала по вопросам организации прогулок в нашем детском саду.
Согласно Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Известный зарубежный педиатр Бенжамин Спок в своей книге «Ребёнок и уход за ним» пишет: «Изменения температуры воздуха способствуют тому, что организм учится приспосабливаться и к холоду, и к теплу. Банковский служащий скорее простудится в холодную погоду, чем бродяга, который привык к любой погоде. Прохладный и холодный воздух повышает аппетит, румянит щеки и бодрит людей любого возраста. Ребёнок, постоянно находящийся в теплой комнате, обычно бледный, и аппетит у него плохой. …Это причиняет ребенку беспокойство и, по всей видимости, вообще снижает способность его организма сопротивляться инфекциям. Каждому ребенку (и каждому взрослому) полезно бывать на свежем воздухе 2-3 часа в день, особенно тогда, когда в доме работает центральное отопление.»
Всеми уважаемый детский доктор Е. О. Комаровский пишет:
«Пребывание на свежем воздухе позволяет, прежде всего, очистить легкие от накопившейся в них бытовой пыли и улучшить функционирование слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Повышение энергозатрат – на поддержание температуры тела, на двигательную активность – оказывает стимулирующие влияние на все жизненно важные системы организма, особенно на сердечно-сосудистую и иммунную.
... Самое главное, что надо понять: обмен веществ сопровождается выделением тепла. Обмен веществ у детей протекает в несколько раз интенсивнее, чем у взрослых. Следовательно, в единицу времени ребенок вырабатывает тепла больше, чем взрослый. Выводы: там, где взрослому прохладно, – ребенку нормально. Там, где взрослому нормально, – ребенку тепло. Там, где взрослому тепло, – ребенку жарко.
Пребывание на свежем воздухе никогда не может быть лишним.
Плохая для прогулки с ребенком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40, -30).
Ситуации, когда гулять нельзя встречаются в тысячи раз реже, чем ситуации, когда гулять необходимо.
Нельзя в остром периоде инфекционных болезней – когда действительно плохо – высокая температура, слабость, боль. Нельзя при некоторых, довольно редких болезнях, когда необходим строгий постельный режим (типичный пример – дифтерия). Нельзя, когда болезнь заразна, да и то не всегда (если ребенок – сын лесника, то корь не мешает прогулкам по лесу, но если это дочь инженера, то неправильно гулять по улицам и подвергать риску заражения других детей).
Свежий воздух способствует выздоровлению и этот фактор особенно актуален при болезнях дыхательных путей (воспаления легких, бронхиты, трахеиты, ларингиты).»
Итак, очевидно, что прогулка ребёнку необходима. Отвечу на наиболее часто задаваемые вопросы по поводу организации прогулок в нашем детском саду:
1. Как учитываются климатические условия при организации прогулок?
В режиме дня групп максимальное время дневной прогулки в подготовительной к школе группе составляет 1 час 30 минут, соответственно в других группах в зависимости от возраста детей времени для прогулки отводится меньше. Кроме того, детей средних, старших и подготовительных к школе групп воспитатели принимают (с 7.30. до 8.00 – 30 минут) и отдают (с 18.10. до 18.40. – 40 минут) на улице. Таким образом, если сложить максимальное количество времени, которое может гулять ребенок старшего дошкольного возраста в саду, то оно составляет 2 часа 40 минут, меньше, чем рекомендует СанПиН. А на деле, в связи с организационными моментами и погодными условиями и того меньше.
2. Может ли воспитатель по своему усмотрению сократить время прогулки с детьми?
Конечно же может. Если дети замёрзли, если начался сильный дождь, если дует сильный ветер и другие причины. Но не, потому что воспитатель сам не любит гулять и не может организовать правильно прогулку детей.
3. Детский сад расположен близко к заливу, где часто дуют сильные ветра, как организована прогулка в связи с этим?
Уважаемые родители, обратите внимание, что все прогулочные участки располагаются с подветренной стороны между сопкой и зданием детского сада, кроме того, на каждом прогулочном участке есть замечательные надежные кирпичные веранды с деревянными полами и у здания детского сада есть теневые навесы со стороны входов в группы. Поэтому, у воспитателя есть все условия и возможности организовать прогулку детей даже в сильный ветер. Согласитесь, что немного погулять на веранде всё же лучше, чем вообще не выходить на улицу.
4. Можно ли посидеть ребёнку в группе, не гулять, если он приболел?
Нет, однозначно нельзя. Во время прогулки детей в группе остаётся младший воспитатель, который должен выполнять свои обязанности и проводить в это время генеральную уборку одного из помещений групповой. Так же, в период прогулки детей проводится сквозное проветривание помещений. Так можем ли мы оставить ребёнка в холодном помещении без присмотра? Не можем.
В заключении хочется отметить, что правильно организованная прогулка, наполненная радостными эмоциями, интересными наблюдениями, подвижными и сюжетно-ролевыми играми обогатит детей не только здоровьем, но и массой замечательных впечатлений. От воспитателя, который работает с Вашими детьми зависит правильная организация прогулки, то, как просушена детская одежда после прогулки, учет состояния здоровья, настроения ребёнка (вывести на прогулку во второй продгруппе, а завести в сад в первой) и т.д.. И мы очень стараемся, чтобы Ваши дети гуляли с удовольствием.
С уважением, заведующий О. А. Кузьменко 07.10.2015.