Аннотация к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЗАТО г.Североморск «Детского сада № 50»
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития, является нормативно – управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Комментариев к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249;
- Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года Утверждена министром образования и науки РФ 19 декабря 2017 г.
- Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
При разработке Программы использованы материалы и рекомендации, содержащиеся в примерных образовательных программах:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) – реализует физкультурно-оздоровительное, социально- коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
- Программы компенсирующей направленности «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией С.Г.Шевченко) – реализует познавательное и речевое развитие.
- Рабочей программы воспитания МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №50» и Календарного плана воспитательной работы МБДОУ ЗАТО г.Североморск д/с № 50.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы содержит материал для организации коррекционно – развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает коррекционную работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям:
- социально – коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий разработана с учетом:
- вариативной программы «Безопасность» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой;
- вариативной программы музыкального образования «Ладушки» И. Каплуновой К. Новоскольцевой.
Во исполнение ФГОС дошкольного образования объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
Данная программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, имеющих задержку психического развития.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации
Структура программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- Выделено четыре раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный.
- Представлено содержание и особенности организации образовательного процесса.
- Дана характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития, описаны планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).
- Определены задачи, содержание и результаты коррекционно-образовательной деятельности по каждой из образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
- Описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; способы и направления поддержки детских инициатив, наиболее существенные характеристики программы (региональный компонент);
- Выделены направления работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре;
- Определены основные принципы взаимодействия специалистов, работающих на группе компенсирующей направленности;
- Охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлены режимы дня, традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации образовательной деятельности; особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
Дети с ЗПР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Данные особенности не позволяют детям усваивать в полном объёме те знания и умения, которым их обучают в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу улучшения качества детского развития без активного участия родителей.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Цель дошкольного учреждения – оказать профессиональную помощь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Просветительско-информационные формы взаимодействия с родителями: общее родительское собрание ДОУ, тематические индивидуальные консультации; групповые собрания родителей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, тренинги; совет родителей ДОО; педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации.
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
- праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)
- выставки работ родителей и детей
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
- записи интересных бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии,
- выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
- информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.
- памятки для родителей
- папки–передвижки
- родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями:
- анкетирование
Письменные формы взаимодействия с родителями: записочки и сайт группы в сети Интернет.
Детский сад имеет официальный сайт, на котором систематически обновляется информация для родителей. Родители и законные представители могут ознакомиться с документами по организационным и образовательным вопросам, с последними событиями и мероприятиями детского сада, посмотреть фотографии. Эффективная коррекционно- развивающая работа МБДОУ возможна только благодаря интеграции усилий педагогов детского сада и семей воспитанников.