Точечный массаж
Точечный массаж (по методике А.А.Уманской)
как одно из средств оздоровления детей
в условиях ДОУ
Подготовила
инструктор по ФК МБДОУ д\с № 50
ЗАТО г.Североморска
Лаврентьева М.И.
В настоящее время проблема физического и интеллектуального развития и состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях продолжает оставаться актуальной. Объясняется это, прежде всего тем, что уровень здоровья детского населения в последнее десятилетие по данным
многочисленных исследований не без оснований вызывает тревогу. Известно, что в настоящее время в детских садах воспитываются дети, из которых от 60% до 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, дети, часто и длительно болеющие, со сниженным иммунитетом.
С другой стороны, суммарная нагрузка на ребенка в течение дня во
многих садах увеличивается, в частности, за счет внедрения в систему обучения занятий дополнительного образования.
Все эти трудности и педагогов, и медиков, побуждают изыскивать новые
методики обучения и использовать современные оздоровительные технологии,
направленные на укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий:
- Обеспечить детям дошкольного возраста возможность сохранения здоровья;
- Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к здоровому образу жизни;
- Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения ЗОЖ;
- коррекционные технологии.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
- «Не навреди!»;
- сознательности и активности;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармоничного развития личности;
- постепенного наращивания оздоровительного воздействий;
- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о технологиях обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
- Занятия из серии «Здоровье»;
- Игротренинги и игротерапия (проблемно – игровые);
- Биологически обратная связь (БОС);
- Физкультурные занятия;
- Самомассаж;
- Коммуникативные игры;
- Точечный массаж;
Точечный массаж, разработанный профессором А.А. Уманской, является простым, эффективным и не имеющим противопоказаний методом повышения сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в частности, бактерий и вирусов. В его основе лежит механическое воздействие пальцем на биологически активные точки (БАТ), имеющие рефлекторную связь с различными органами и функциональными системами организма.
Исследования, проведённые А.А.Уманской показали, что при использовании точечного массажа в организме происходит саморегуляция выработки целого ряда биологически активных веществ: интерферона, иммуноглобулины А, и, как следствие, повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
- 1- я точка - бугорок на грудине (чуть выше середины грудины).
Точка связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, проходят болевые ощущения за грудиной, нормализуется кровоснабжение органов.
- 2 – я точка – над яремной выемкой на грудине.
Точка связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, вилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии на эту зону повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям верхних дыхательных путей.
- 3 – я точка – на шее сбоку в развилке сонных артерий (симметричная).
Точка связана со слизистой оболочкой глотки, гортани и щитовидной железой. Массаж этих зон регулирует химический и гормональный состав крови, повышает защитные свойства слизистой глотки и гортани, уменьшает охриплость голоса.
- 4 – я точка – симметричная на задней поверхности шеи.
Точка связана с задней стенкой глотки. При массаже активизируется кровоснабжение головы, шеи, туловища, нормализуется работа вестибулярного аппарата, проходит головная боль и головокружение.
- 5 – я точка - расположена в области остистого отростка 7 – го шейного и 1 – го грудного позвонков.
Точка связана со слизистой глотки, трахей, пищевода, нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой зоны способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких.
- 6 – я точка – расположена у крыльев носа (симметричная).
Точка связана со слизистыми оболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурами мозга и гипофиза. Эти зоны можно назвать «зонами жизни». При воздействии на них дыхание становится свободным, улучшается настроение, нормализуются рост и вес.
- 7 – я точка – симметричная у начала бровей.
Точка связана со слизистыми оболочками лобных пазух и полости носа, а также лобными отделами мозга. При массаже этих точек проходит головная боль, улучшаются память и внимание.
- 8 – я точка - симметричная у козелка ушной раковины.
Точка связана со слизистой среднего уха, вестибулярным аппаратом. Одновременно можно провести массаж под мочкой уха, всей ушной раковины, растирая её снизу – вверх. При воздействии на эти зоны улучшается слух, ускоряется развитие речи, уменьшаются неприятные ощущения головокружения и тошноты в транспорте. Имеет тонизирующее воздействие на весь организм.
- 9 – я точка – симметричная на кистях рук между большим и указательным пальцами.
Руки человека связаны через верхний шейный и звездчатый нервными узлами со всеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большую поверхность в коре головного мозга. Массаж этой зоны нормализует многие функции организма, и усиливают работу всех выше перечисленных зон.
Рекомендации по использованию точечного массажа в режиме ДОУ:
- Можно начинать с 1,5 лет в игровой форме, используя в основном растирающие и поглаживающие приёмы.
- Используется как элемент утренней гимнастики, физкультминутки, бодрящей гимнастики, массаж перед занятием.
- Массаж имеет тонизирующее воздействие, поэтому нежелательно использовать его перед дневным сном.
- Перед использованием массажа БАТ необходимо сделать лёгкий массаж рук – «погреть ручки».
- Проводится 2-3 раза в день кончиком указательного, среднего или большого пальцев, надавливая на кожу и делая вращательные движения по часовой стрелке (6-9 раз) и против неё. Движения быстрые и энергичные, продолжительность воздействия на точку – не менее 3 – 5 секунд.
- При повреждениях кожи в местах БАТ массаж не используется!
- После использования массажа следует ополоснуть руки и лицо тёплой, а затем прохладной водой.
Хорошее здоровье ребенка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать все то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных образовательных учреждениях.