Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Маленький оратор

Уважаемые мамочки и папочки!

Методические рекомендации по    проведению    артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференциация движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. 
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Прежде чем проводить с ребенком артикуляционную гимнастику необходимо запомнить следующие правила:
1)Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. 
2)Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
3)При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
4)Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
5)Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
6)Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
7)Показывает его выполнение. 
8)Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
9)Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
10)Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
11)В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься к верху»).

Все упражнения выполняются только перед зеркалом!!!

  1. “Лопаточка“. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.
  2. “Чашечка“. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаясь их. Держать 10 – 15 секунд.
  3. “Иголочка“. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Держать 15 секунд.
  4. “Улыбка”. Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек.
  5. “Горка“. Рот открыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Держать 15 секунд.
  6. “Трубочка“. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 секунд.
  7. “Хоботок”. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать – 10 сек.
  8. “Часики“. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда.
  9. “Парус”. Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10
  10. “Лошадка“. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкнуть медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.
  11. “Грибок“. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  12. “Качели “. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
  13. “Вкусное варенье“. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу в одном направлении, затем в другом. Повторить то же самое на нижней губе, на обеих губах.
  14. “Змейка“. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально высовывать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком медленно.
  15. “Оскал”. Губы прижаты к челюстям, сильно растягиваются, затем смыкаются.
  16. “Фырканье лошади”. Губы приоткрыты, вдох через нос, выдыхаемая струя воздуха должна заставить губы вибрировать
  17. “Утиный клювик”. Губы сложены трубочкой. Щеки втянуты, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
  18. “Шторки”. Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы.
  19. “Маляр”. Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували и обратно.
  20. “Дятел”. Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами.  При этом ребенок произносит звук [д], подражая дятлу: д-д-д-д.
  21. “Прогони комарика”. Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
  22. “Непослушный язычок”. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка.

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации