Раннее развитие. Не упустите момент!
К теме "Второй год"
Второй год жизни – наиболее важный период в интеллектуальном развитии ребёнка. Дети, которым недостаточно уделяют внимания, в развитии речи, эмоций, умственных способностей, значительно отстают от сверстников. Важно как можно больше давать ребёнку заданий на воображение, побуждать его к рисованию, пению, игре на различных инструментах, к конструированию. Необходимо поощрять самостоятельность малыша. С раннего возраста следует приучать ребёнка к аккуратности, трудолюбию.
Развивающие игры для маленьких
Вы хотите иметь здорового и умного ребёнка? Тогда вам нужно позаботиться об этом заранее. Ведь человек удивительное создание! Представьте себе, что в первые три года он развивается наиболее интенсивно, чем когда-либо в дальнейшей жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходят подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики. Желательно максимально раскрыть возможности ребёнка умело стимулируя его развитие, но обязательно в соответствии с возможностями на данном этапе биологического развития и желаниями ребёнка.
Безусловно ваш ребёнок – гений. Он уникален и неповторим уже от рождения, и задача родителей не мешать развитию его выдающихся талантов.
Ведь сами того не желая, мы мешаем очень часто! Мы прячем в самый дальний ящик бусины и пуговицы – вдруг засунет в нос! – не подозревая, что игра с ними развивает мелкую моторику, а мелкая моторика – путь к формированию мышления и речи. Мы отнимаем у ребёнка стул, с которого он пытается достать интересный предмет, и тем более не разрешаем ему залезать по книжным стеллажам, как по лестнице. Но ведь упадёт же! Мы ругаем ребёнка за разлитое подсолнечное масло, присыпанное сверху сахаром в перемешку с мукой. А кто, интересно знать, всё это будет убирать?
Маленький исследователь тяжело вздыхает и отправляется к своим игрушкам, одна из которых поёт, другая крутится, а третья и поёт, и трещит, и крутится одновременно. Только вот делать ему с ними абсолютно нечего. А что же делать родителям?
Ну не разрешать же в самом деле громить квартиру! Жалко. Квартиру.
Да и ребёнка тоже. Упадёт, уколется, порежется или съест, не дай бог, что-нибудь не то. Но, с другой стороны, как же сберечь и квартиру, и здоровье малыша и при этом не загубить его великий талант? Ответ очень прост – играть с ребёнком. Понемногу, зато каждый день.
Игровые занятия с детьми с 1,5 до 3х лет
Часто приходится слышать, каких потрясающих успехов добиваются люди, занимавшиеся с детьми по определённой научной методике. Как опережали в развитии своих сверстников пациенты Марии Монтессори, какие замечательные дети у Никитиных и т.д. Всё дело в том, что ранний возраст – самое благоприятное время для обучения.
Функции коры головного мозга человека наиболее интенсивно развиваются в первые три года жизни. Вы можете заниматься с ребёнком по любой известной вам методике. Но делайте это систематически, соблюдайте принцип от простого к сложному, и успехи появятся мгновенно, а результаты превзойдут все ваши ожидания. Двухлетний малыш удивит всех, узнавая все цвета радуги, отличая кубик от шарика, правый локоть от левой коленки, а домашних животных от маленьких диких птиц. Кроме того, он сможет зашнуровать ботинки, нанизать бусы, построить матрёшек по росту и сложить еловый лес из зелёных треугольников. А если что-то получится у него не сразу, не пугайтесь: развитие детей происходит скачкообразно. Периоды медленного накопления, когда двадцать раз нужно повторять одно и то же, чередуются с критическими периодами или скачками, когда всё схватывается буквально на лету. И это нормально.
Правила игры для родителей
1 – Только поощрение
Малыша ни в коем случае нельзя ругать, если он что-то сделает неправильно. А вот хвалить за малейший, даже случайный успех необходимо как можно чаще. Чем сильнее хвалите, тем больше ребёнок будет стараться. Можно его даже чем-нибудь наградить. Например, игрушкой, которую вы будете использовать в следующем задании.
2 – Подражание
Ну вот не хочет ваш ребёнок строить башню из кубиков! Не хочет, и всё. Ему гораздо интереснее пинать кубики ногами. Что же делать?
Стройте сами! Стройте со вкусом, комментируя каждое движение, любуясь постройкой и нахваливая её. Отловите кого-нибудь из родственников или друзей, а ещё лучше ребёнка постарше и попросите его тоже строить башню, ежеминутно восхищаясь: "Ах, какой молодец", "Ну надо же, как красиво!". Рано или поздно ваш малыш присоединится к вам и робко поставит один кубик на другой. Дальше мы уже знаем что нужно делать, верно? Правильно, хвалить как можно больше!
3 – Повторение
Даже если ребёнок выполняет все задания охотно, быстро и правильно, через некоторое время необходимо закрепить пройденный материал, т.е. повторить игру в чуть более сложном варианте. Или поиграть в другую игру, но на ту же тему.
4 – Чередование
Маленькие дети быстро утомляются, им тяжело долго заниматься чем-то одним. Однако с малышом можно плодотворно работать полчаса или даже час, если только задания, требующие усидчивости, чередовать с подвижными разминками.
5 – Стихотворная форма
Стихи воспринимаются лучше, да и запоминаются легче. Ведь дети так любят, когда "складно"! Стихи уже сами по себе являются увлекательными играми и вызывают неизменный восторг у малышей.
Как проводить занятия
Играть с ребёнком нужно в хорошо освещённой комнате, из которой убраны все отвлекающие внимание предметы. Вам, несомненно, помешают включённый телевизор, орущий магнитофон, папа, осваивающий новую компьютерную игру, и бабушка, пекущая пироги. Конечно, она это делает на кухне, но ведь запах-то проникает во все щели! Разве можно сосредоточиться на учебном процессе? Это только кажется, что вы просто собираетесь поиграть с ребёнком, на самом деле наш курс для маленьких гениев – это учёба, ничуть не менее важная, чем в школе или в институте. Поэтому смело требуйте от домашних уважения и всяческой поддержки.
Как часто и как много
По ходу ваших занятий малыш познакомится с множеством новых понятий: большой, маленький, квадрат, круг, зелёный, оранжевый и т.д. Возникает вопрос: как часто нужно заниматься с ребёнком, чтобы он освоил то или иное понятие? Естественно, хорошо бы каждый день! Но и два-три раза в неделю – тоже неплохо. И один-единственный раз в неделю это тоже лучше, чем совсем ничего. Главное, не пытайтесь впихнуть в ребёнка всю науку за один раз. Если вы изучаете величину предметов, то используйте игры именно на эту тему, не вводите понятия формы и цвета. Так же при изучении цветов: сначала изучают два цвета, потом ещё два и только потом – три или четыре сразу. При изучении цветов не делайте никаких акцентов на форме или величине.
Предполагается, что каждую игру вы используете один-два раза. Но если она понравилась ребёнку, можно поиграть ещё. Кроме того, ведь возможны варианты! Например, при изучении величины ребёнок должен протолкнуть большие и маленькие шарики в различные отверстия в крышке коробки. Эту же игру можно использовать при изучении формы, заменив один из шариков на кубик, а круглое отверстие на квадратное. Изучая цвет, можно собирать букеты не только из красных и жёлтых цветочков, но также из синих, белых, оранжевых и т.д. Что касается стихотворных разминок, приведённых в начале каждого упражнения, то их можно и нужно повторять часто и в любых сочетаниях. Разминки несут не только развлекательную функцию, они развивают крупную маторику, память и речь, помогают без усилий усвоить основные понятия.