Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение ЗАТО г. Североморск
«Детский сад № 50»

Спортивные игры в ДОУ

Организация подвижных игр в режиме ДОУ

Подвижная игра как средство физического развития имеет большое значение для детей дошкольного возраста. В содержание подвижных игр включаются основные виды движения: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращению). В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке. Веселое настроение является существенным элементом игры и также оказывает положительное влияние на состояние здоровья детей. В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, умение регулировать свои действия, свое поведение, а также воспитывать моральные качества, как смелость, решительность, честность. Игры способствуют и интеллектуальному развитию – расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развивается внимание, память, наблюдательность.

Особенность содержания подвижных игр в каждой возрастной группе.

Младшая группа: у детей кругозор невелик, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им предлагаются игры с простым, несложным сюжетом; например, птички летают и возвращаются в гнездышки, автомобили едут, останавливаются по сигналу педагога, затем возвращаются в гараж. Движения, которые входят в игры детей младшей группы, просты и разнообразны – это преимущественно основные, жизненно необходимые движения: ходьба (в игре «По ровненькой дорожке», «Найди флажок»), бег («Воробышки и автомобиль»), подлезание («Наседка и цыплята»), прыжки («Зайки на полянке»), равновесие («Поезд»). При этом все дети выполняют одновременно одни и те же движения (бегают в игре «Мыши и кот», прыгают в игре «Мой веселый, звонкий мяч»).
В играх отсутствует элемент соревнования. Правила игры совсем простые, так как в этом возрасте еще только начинают развиваться нервные механизмы для сознательного выполнения действий. Например, дети, заслышав гудок поезда, должны садиться в «вагончики» или по сигналу «большая птица» – бежать домой и т.п. В число игр для младшей группы, как и для других возрастных групп, включаются игры, которые сопровождаются словами. Текст в игре имеет большое значение. Слова являются сигналом для тех или иных действий, помогают выполнению правил, раскрывают содержание игры. Так, слова «По ровненькой дорожке» помогают детям идти ритмично; слова «Мой веселый, звонкий мяч» и т.д. уточняют содержание игры, дают детям ритм для подпрыгивания; одновременно последние слова текста служат сигналом для убегания.

Средняя группа: в содержание игр включаются не только те образы и явления, которые дети непосредственно видят, но и такие, с которыми дети знакомятся в образовательной деятельности при помощи рассказов, картинок (например, игры «Охотник и зайцы», «Караси и щука»). В средней группе, как и в младшей, проводятся игры, в которых нет образа, но в средней группе в них вносится элемент соревнования, сначала индивидуального (например, игра «Кто быстрей добежит до флажка»), а затем и коллективного (игра «Чья колонна (звено) быстрее соберется»). Движения детей средней группы более координированы и подчинены контролю сознания, поэтому в игры включаются движения, которые требуют выдержки, ловкости. В играх с бегом увеличивается расстояние, дается бег на скорость («Кто скорее добежит до флажка»); в игры включается метание («Охотник и зайцы»), прыжки через препятствие («Через ручеек»). Правила в играх несколько усложняются: вводятся ограничения действий – убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т.д. Предъявляются требования более точного выполнения правил. В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми (например, в игре «Гуси – лебеди2 имеется пастух, волк и гуси). В средней группе также проводятся игры, сопровождающиеся текстом. Причем исполнение текста может быть хоровым; например, в играх «У медведя во бору», «Перебежки», «Мы веселые ребята» и др. Текст дает ритм движению, помогает развитию речи у детей; окончание текста служит часто сигналом к прекращению действий или к началу новых движений.

Старший дошкольный возраст : происходит увеличение количества игр, в которых нет образов, даются разного рода «ловишки», игры с мячом и т.д. иры детей этого возраста также построены на основных видах движений – бег, прыжки,
метании, лазании, но к детям предъявляются большие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, нужно идти по кругу, не нарушая формы круга, бегать легко («Мышеловка», «Ловля бабочек»). Правила игр усложняются. Их выполнение требует от детей выдержки, сосредоточенности внимания, наблюдательности, ловкости. Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому обоснованно включаются игры с элементами соревнований, игры – эстафеты.

Методика проведения игры. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может помочь развить у детей или закрепить: в одной игре преобладает бег, а в другой – метание, в одной – от детей требуется выдержка, а в другой ловкость и т.д. При подборе игр необходимо учитывать особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность, место проведения. Принимается во внимание и место игры в режиме дня, например, в конце дня, когда дети уже утомлены, педагог проводит более спокойную игру. Кроме того, во внимание принимается и время года, погодные условия. Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения. В теплое время года предлагаются игры более спокойные, с меньшей подвижностью. Игра является обязательной составляющей прогулки. Может быть частью утренней гимнастики, физкультурного занятия и досуга. В начале занятия она проводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей умению размещаться на площадке, строиться в колонны, пары, в круг. В основной части занятия, когда функциональная деятельность организма наиболее усиливается, подбирается игра большой подвижности с бегом, прыжками, лазанием. Например, для детей средней группы – «Гуси – лебеди», «Зайцы и волк», для детей старшей группы – «Два мороза», «Хитрая лиса», «Рыбаки и рыбки» и др. В заключение занятия, когда следует привести организм в относительно спокойное состояние, проводятся хороводные и малоподвижные игры «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Платочек» и т.д.

Организация условий для проведения игр. Обязательно соблюдение гигиенических требований к месту проведения, состоянию одежды детей, температурному режиму, степени утомляемости детей.

Инструктор по ФК МБДОУ д\с № 50 Лаврентьева Мария Ивановна.

Подвижные игры в ДОУ

Карта сайта

ГЛАВНАЯ

ФОТОАЛЬБОМ

НАША ГАЗЕТА

Наши
НАГРАДЫ

Мультстудия

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ



ПФДО
ПРОФСОЮЗ

Независимая оценка в 2023 году
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке: 
оставить мнение о нашей организации